Что делают из нефти Продукты, о которых вы не знали Добывающая промышленность

Как делают бензин Из чего делают бензин в России НефтьОпт

Живет легенда, будто бы качественного топлива в принципе не существует. У «НЕФТЬОПТ» оно имеется, и вот как его производят.

Из чего делают бензин

Из нефти – разумеется, если она есть. При отсутствии оной годится и другое углеводородное сырье:

  • природный газ;
  • битум;
  • горючий сланец.

Идея получать жидкое топливо из твердых и газообразных материалов не нова. Так делали еще в первой половине ХХ века в Германии, богатой углем, но не имеющей доступа к нефтяным ресурсам. Технология, которая использовалась (метод Фишера – Тропша), не всегда экономически рентабельна. Существуют и другие способы, производство синтетического топлива занимает определенную нишу в мировой промышленности.

Вот как делают бензин из газа, угля, органических отходов. Нужна смесь водорода (Н) и монооксида углерода (СО) – т.н. «синтез-газ». Его производят путем газификации угля (пропусканием водяного пара) или конверсии метана в присутствии катализаторов. В синтез-газе, в зависимости от содержания СО и Н, можно получить требуемые фракции нефти – бензин, дизель. В реакции также задействован катализатор.

Есть методы, позволяющие изготовить жидкое топливо из природного и сопутствующего газа через стадию синтеза метанола – промежуточного материала. Процесс происходит в одном реакторе, но требует много энергии. Конечный продукт получается вдвое дороже, чем нефтяной бензин. Более рентабельный способ открыли российские ученые: изготавливать топливо через стадию синтеза диметилового эфира. Подробнее – в журнале «Наука и жизнь» (03/2019).

Как из нефти делают бензин

Прямой перегонкой или с использованием продуктов вторичной переработки. Первый метод звучит более привлекательно для обывателя (самый натуральный бензин), но с его помощью практически невозможно обеспечить горючим современные двигатели.

По-рабочекрестьянски ситуация выглядит так. Прямогонный бензин с относительно высоким октановым числом (по моторному методу от 65) получается не из любой нефти. Сырье нужно дважды перегнать, чтобы изготовить немного АИ-76 (использовался ранее). Тогда непонятно, как делают 95 бензин.

На помощь химикам приходят катализаторы. Продукты первичной переработки подвергают следующим процессам:

  • каталитический крекинг;
  • гидрокрекинг;
  • риформинг;
  • алкилирование.

Первый способ предполагает использование синтетических цеолитсодержащих или алюмосиликатных катализаторов. Из тяжелых нефтяных фракций получают топливо с ОЧИ 87…91. Гидрокрекинг – сходный процесс, только под давлением водорода и при высокой температуре. Катализаторы – никель, платина, кобальт и т.д.

Следующие методы помогут найти ответ, как делают 100 бензин. Компоненты, образующиеся при каталитическом риформинге, имеют ОЧИ до 100 и более. При алкилировании также получают высокооктановые вещества.

Конечный продукт изготавливают путем смешивания в нужных пропорциях (компаундирования) прямогонных фракций, вторичных компонентов и присадок.

Как делают бензин

Бензин — топливная жидкость. Но всем интересно, как делают бензин . Методы изготовления такой смеси требуют строгого следования технологии, научного соблюдения химических законов и немалого труда специалистов. Рассмотрим, как и из чего делают бензин .

Как производят бензин в промышленности

Основой для получения бензина является нефть. После ее перегонки получают не только горючие смеси (бензин, керосин, дизельное топливо), но и много других полезных органических продуктов, например мазут. Ископаемое «черное золото» на 85% состоит из углерода и на 15% из водорода, которые создают сотни связей — углеводородов.

Методы производства бензина включают два основных способа: прямую перегонку и более совершенные технологии. Например:

  • термический крекинг;
  • каталитический крекинг;
  • каталитический риформинг;
  • гидрориформинг;
  • платформинг.

Очистка сырой нефти

Для производства бензина из нефти , которая содержит все углеводороды, нужно ее переработать. В результате получают сырье, из которого изготавливают полезные вещества. Очистка сырой нефти — разделение ее компонентов на фракции. Процесс получения бензина начинается с одного из двух способов очистки:

  1. Термическая фракционная перегонка, при которой различные вещества выделяются при разной температуре кипения. Это — старый и распространенный способ выделения из нефти необходимых фракций. При этом нефтяные испарения конденсируются в жидкость для дальнейшей переработки.
  2. Химическая фракционная обработка позволяет из одних компонентов получать другие. Такая очистка называется конверсией. В результате конверсии длинные углеводородные цепи разбиваются на более короткие.

Первичная переработка

Первая стадия технологии производства бензина из нефти — атмосферное фракционирование, при котором нефтяное сырье разделяется на фракции. Атмосферная перегонка проходит в заданном температурном интервале (не более 350°С), т. к. при температурах выше указанного значения углеводородные вещества разрушаются.

Первичная переработка включает 2 технологических процесса:

  • атмосферную перегонку;
  • вакуумную дистилляцию.

Нефтеперерабатывающие заводы эти процессы проводят в одной установке, которая называется АВТ, или атмосферно-вакуумной трубчаткой. Часто с аппаратом АВТ используется ЭЛОУ (электро-обессоливающая установка). Вакуумная дистилляция нужна для разделения на фракции остатка атмосферной переработки — мазута. При этом нефть нагревается до 600°С при пониженном давлении. В результате получают гудрон (темное высоковязкое вещество).

Вторичная переработка

Вторичные процессы при производстве бензина из нефти увеличивают количество видов моторного топлива. Во время вторичной переработки происходит химическая модификация углеводородных молекул, при которой они преобразуются в формы, удобные для дальнейшего окисления.

Вторичная переработка имеет 3 основных направления:

  1. Углубляющее — термический и каталитический крекинг, гидрокрекинг, висбрекинг, коксование, производство битума и др.
  2. Облагораживающее — гидроочистка, риформинг, изомеризация и другие процессы.
  3. Производство масел и ароматических веществ, алкилирование, МТБЭ и т. п.

Каталитический риформинг

В процессе каталитического риформинга происходит ароматизация, т. е. образование ароматических веществ, повышение содержания аренов и газов, содержащих водород.

С помощью риформинга получают:

  • неэтилированный высокооктановый бензин с повышением его октанового числа;
  • арены (ароматические углеводороды);
  • водосодержащий газ для последующей гидроочистки (изомеризации, гидрокрекинга и других процессов).
Читайте также:  Коробка вариатор - принцип работы, чем хорош, минусы плюсы АКПП, ремень, замена масла

Жидкий риформат является высокооктановым компонентом авиационного и автомобильного топлива, а также из него выделяются ароматические вещества и газы, подвергающиеся разделению. Водород, выделяющийся при этом, дешевле, чем специально получаемый. В риформинге он используется для восполнения потери циркулирующих газов.

Каталитический крекинг

Каталитический крекинг — важный процесс термической переработки углеводородных фракций, при котором получают высокооктановое топливо, непредельные жирные газы и легкий газойль. При этом происходит глубокая переработка нефти с помощью эффективных катализаторов из алюмосиликатов, имеющих большой срок службы.

Процесс каталитического крекинга отличается эксплуатационной гибкостью и универсальностью. Он дает возможность разделять нефтяные фракции на высокооктановый бензин и газы, богатые пропиленом, бутенами и изобутаном. Крекинг легко совмещается со смежными процессами (гидроочисткой, гидрокрекингом, адсорбционной очисткой, алкилированием, деасфальтизацией и др.).

Основными реакциями при каталитическом крекинге являются:

  • перераспределение водорода — гидрирование и дегидрирование;
  • деалкилирование;
  • полимеризация;
  • дегидроциклизация;
  • изомеризация;
  • циклизация;
  • реакции с олефинами;
  • алкилирование;
  • получение тяжелых веществ, которые в дальнейшем конденсируются до образования кокса.

Процесс прямой перегонки

Распространенный физический метод извлечь бензин из нефти — прямая перегонка, при которой нефть разделяется на фракции при разной температуре кипения. При нагревании нефти образуются пары, которые собирают и частями конденсируют. При перегонке получаются дистилляты топлива и мазутный остаток, используемый для изготовления смазочных масел.

Прямая перегонка нефти — единый технологический процесс в установке непрерывного производства (испарения и фракционирования дистиллятов). Пар подогреваемой нефти поднимается наверх в специальном резервуаре, разделенном металлическими дисками, которые имеют отверстия с колпачками. Смесь поднимающихся паров при охлаждении конденсируется на тарелках резервуара.

Вверху резервуар орошается частью легкокипящих фракций, а пары выводятся, подвергаются охлаждению и, конденсируясь, превращаются в жидкое топливо. При прямой перегонке получается до 15% бензина (от массы перерабатываемого сырья), а также образуются многие полезные продукты, такие как керосин, лигроин, солярка и др.

На дне резервуара остается мазут, используемый при помощи дальнейшего нагревания (свыше 400°С) для производства масляных продуктов. Из остатков производства масел получают полугудрон и гудрон, после обработки которых серной кислотой изготовляют высоковязкое смазочное масло (в т. ч. авиационное).

Изомеризация

Преобразование линейных углеводородов в соединения более разветвленной цепи, имеющих высокое октановое значение, называется изомеризацией. Низкооктановые фракции при помощи катализаторов превращают сырье в высокооктановый бензин. Изомеризация сопровождает процесс переработки нефти (крекинг, пиролиз).

При помощи изомеризации получаются соединения с другим расположением групп атомов, но не изменяется состав и молекулярная масса вещества. Изомеризация извлекает из бензина ароматические углеводороды, легкие фракции с низким октановым числом, олефины и бензол.

Технология изомеризации использует катализаторы с заданными каталитическими и химическими характеристиками, которые устойчивы к действию ядов. Уникальность данного процесса — в сочетании с селективной жидкой адсорбцией на молекулярных ситах. Это увеличивает конверсию парафинов и повышает характеристику легкого бензина прямой перегонки.

Алкилирование

Производство высокооктанового бензина из непредельного углеводородного газа называется алкилированием. При соединении алкана и алкена происходит реакция, в результате которой получается алкан, где число атомов углерода равно сумме атомов в исходных алкене и алкане. Молекулы алканов имеют большее октановое число, чем у алкенов, поэтому получаемое топливо отличается теми же характеристиками.

Сырьем для алкилирования является ББФ (бутан-бутиленовая фракция), получаемая при каталитическом крекинге. Основные составляющие ББФ — бутилен и изобутан. В качестве катализаторов используются фтористоводородная и серная кислоты. Но большая токсичность и высокая летучесть фтора не позволяют широко его использовать в промышленности, поэтому в нефтепереработке применяется сернокислотное алкилирование.

Компаундирование

Управляемое смешение нефти называется компаундированием. С помощью этой технологии несколько потоков смешиваются в один. При неуправляемом смешении показатели качества нефти во времени не стабильны и варьируются в зависимости от разного режима перекачки. Тогда как при компаундировании происходит сглаживание нестабильного потока дозированной подкачкой высокосернистой смеси в поток нефти с запасом качества.

Для регулирования потоков устанавливаются заслонки. Само регулирование проходит в 3 этапа:

  • по отношению расходов потоков;
  • по давлению на входе потока;
  • по количеству серы на выходе.

В процессе компаундирования контролируются:

  • плотность в потоке;
  • температура в потоке;
  • расход нефти в потоке.

В процессе управляемого смешения сокращаются выбросы серы. Возрастает стабильность качества нефтяных продуктов. Тогда как при неуправляемом смешении отмечается неравномерность качественных характеристик сырья. Компаундирование позволяет сделать поставки потребителям стабильными и качественными.

Лабораторная проверка

Лабораторная проверка изучает параметры горючих и смазочных веществ. Исследованию подлежат:

  • бензин;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • моторные масла;
  • нефть.

Перечень вопросов, стоящих перед экспертами, проводящими исследования:

  • соответствие технологии изготовления топлива или ГСМ принятым стандартам;
  • соответствие состава нефтепродуктов стандартам для этой марки;
  • возможность этого топлива или ГСМ стать причиной для выхода из строя двигателей или механических узлов.

Сколько топлива можно получить из барреля сырой нефти

При переработке барреля нефти (159 л) объем нефти увеличивается на 9 л (до 168 л). Из этого количества сырья производят:

  • бензина — 102 л;
  • дизельного топлива — 30 л;
  • авиационного бензина — 25 л;
  • газа после перегонки — 11 л;
  • кокса — 10 л;
  • мазута — 5,6 л;
  • сжиженного газа — 4,5 л;
  • древесного угля — 1,5 кг;
  • газа пропан — 12 баллонов;
  • моторного масла — 1 л.

Как производят бензин в домашних условиях

Методом прямой перегонки можно получить бензин в домашних условиях. При нагревании нефтяного сырья происходит испарение топлива, для чего из основной емкости в другую проводится трубка. При разных температурах получают различные нефтепродукты:

  • бензин — +35…+250°С;
  • керосин — +150…+305°С;
  • дизельное топливо — +150…+360°С.
Читайте также:  Как разобрать наручные часы 1

Схема перегонного аппарата такая же, как и у самогонного. Но домашнее производство бензина имеет много недостатков. Это и малый выход топлива (150 мл из 1 л нефти), и низкое октановое число (не выше 60 ед.). Чтобы поднять октановый уровень до 92 или 95 бензина нужны добавки и присадки. Гораздо практичнее делать бензин из различных отходов, соломы, использованных шин, древесного угля и т. п.

Получение газового бензина

При извлечении углеводородов при переработке газов происходит их отбензинивание при помощи твердых сорбентов. Необходимо повысить поглощение активированным углем удельного количества углеводородов. Для этого в уголь добавляют растворитель типа толуола с дималеинимидом (0,1-1%). Затем через слой угля пропускают попутный или природный газ.

На специфически обработанном в течение 2 часов угле происходит удельное поглощение тяжелых углеводородов. Через насыщенный сорбент пропускают пар в таком же направлении, что и газ для отбензинивания. После чего сорбент сушат и используют в следующих циклах. Газоконденсат сепарируют. Это автоматически приводит к получению стабильного газового бензина.

Стоимость производства бензина из газа снижается за счет предварительной обработки сорбента и увеличения его поглотительного свойства больше чем на 50%. Это позволяет отказаться от применения пропускаемого через уголь стабильного вещества или уменьшить его количество. Уменьшаются затраты по использованию колонн и оснащенности аппаратурой.

Вся правда, о Российском бензине

Вся правда, о Российском бензине.

Изначально бензин производят относительного качества, затем в него добавляют удивительные присадки, смешивают и разбавляют на глаз, то, что получается невозможно проверить, а если сломался двигатель Вы не найдете виновного и никто не вернет Вам материальный ущерб.

Как это все происходит?
По производству нефти Россия занимает 2 место после Саудовской Аравии (9,5 млн. баррелей в день), 2 место – по экспорту (6,4 млн. баррелей в день), и 2 место после Украины — по стоимости, хочу заметить некачественного бензина (учитывая прожиточный min).
Что интересно, США занимает по добыче нефти 3 место (8,2 млн. баррелей в день), и совсем её не экспортирует, а еще и закупает……

Производство бензина в России:
10 — 20% — хорошего бензина дает первая атмосферно-вакуумная перегонка нефти — их отправляют на экспорт.
До 70% — увеличивают получение бензина путем вторичной переработки -Риформинга и

Крекинга — бензина.
Крекинг — когда более тяжелые и высококипящие фракции нагревают с целью разрыва больших молекул до размеров молекул, входящих в состав бензина. Прямое использование крекинг – бензинов во многих странах законодательно ограничивается, так как они содержат большое количество олефинов, которые являются одной из главных причин образования смога.


Реформинг – процесс преобразования линейных и нециклических углеводородов в бензолоподобные ароматические молекулы. При каталитическом риформинге повышается октановое число бензина, а так же ядовитые ароматические углеводороды, которые способствуют образованию злокачественных опухолей.
До 85% — доводят суммарный выход бензина (при норме в 10-20%) путем — пиролиза – это крекинг при температурах 700 — 800 0С – Кстати, такой бензин приводит к сильному износу цилиндров и поршневой группы.

Сегодня в России одновременно действуют несколько ГОСТов на автомобильные бензины, и самый последний более экологичный и качественный не отменяет первоначальные уже устаревшие.

А теперь ВНИМАНИЕ.
ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные» А-72, А-76, А-80 АИ-91, АИ-93, АИ-95. Немного поясню буква «А» (А-72, А-76, А-80) — обозначает, что октановое число определено механическим способом (т.е. Ориентировочно). Буквы «АИ» (АИ-91, АИ-93, АИ-95) — исследовательским способом (Химический анализ), цифры соответственно обозначают – октановое число.
ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Бензин неэтилированный», согласно которому введены марки бензинов «Нормаль-80», «Регуляр-91», «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98».
ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», согласно которому установлены четыре типа бензинов (I, II, III, IV) с октановыми числами соответственно ОЧИ 80, 91,95 и 98.
ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия».

В марках бензинов появился термин «Евро»: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95», «Супер Евро-98». Считается, что это бензины с улучшенными экологическими характеристиками, практически приближенными к нормам «Евро 3».


С 01.01.2013 г. Россия официально перешла на «Евро 4» вот только бензин производим по старым ГОСТам, которые и до «Евро 3» — не дотягивают. Для информации в Европе уже с 2009 г. разрешен только стандарт «Евро-5».

Кроме ГОСТов в нашей стране параллельно действуют еще с десяток ТУ (Технические Условия) — это когда производитель не вписывается по каким-то параметрам в ГОСТ, то создается, например ТУ 38.001 165 — 97 и смело можно продавать АИ-92, которого нет в ГОСТе. Такой бензин не соответствует качеству, а это ведет к тому, что он не полностью сгорает в двигателе, а догорает в катализаторе и выхлопной системе автомобиля.
Бензин — один из немногих товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Цена постоянно растет, а качество падает — прогнозы по России смотри здесь

Вот некоторые Факты: Кто и как зарабатывает на «паленом» Бензине?

Поэтому каждая его партия должна иметь паспорт качества, подтверждающий соответствие его основных физико-химических свойств. И мы как потребители, в праве, потребовать сертификат и паспорт качества бензина на любой АЗС.

Читайте также:  Устройство печкиотопителя Калины; «»

Ужасает объем продаж некачественного автомобильного топлива в России, по разным оценкам он составляет от 30% в городах до 70% в регионах от всего объема продаж.
Все нефтеперерабатывающие заводы делают анализ полученного бензина и проверяют качество, (оно должно соответствовать хотя бы одному из ГОСТов), но по дороге или уже на АЗС качество сильно меняется.

Разделим некачественный бензин на три основных вида:
1 вид — Получаемый при смешивании высокооктанового бензина с низкооктановым или даже с суррогатами – это наиболее распространенный и, можно сказать, даже традиционный способ фальсификации. Так, под видом бензина марки АИ-95 можно запросто купить бензин с октановым числом 92 и менее.
Выявление этой фальсификации вроде бы является стандартной задачей и сводится и измерению значения октанового числа. Но самое интересное начинается позже, когда начинаем выяснять, кто в России контролирует качество бензина?

Оказывается процесс производства, транспортировки, хранение и выдачу бензина конечному покупателю должно контролировать «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ)».

Как только Вы оплатили бензин и заправили его в бак автомобиля, на арену выходит «Федеральное агентство по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)». Интересно, как эти два, совершенно разные ведомства, между собой взаимодействуют?

(ответ — ни как, не взаимодействуют, можете проверить…)
Например, мы приходим на заправку, там написано 95-ый, а реально в емкости 92-ой. Это введение в заблуждение (обман с целью получения большей выгоды) обращаемся в «Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС)», но они ничего взыскать в рамках их полномочий не могут это задача Роспотребнадзора. Если кто-то с ценами балуется — тут антимонопольное законодательство работает.

МВД будет разбираться, если причина не в заправке, а где-то в цепочке поставки, включая завод. И так понятно, что виновного трудно найти, но когда еще и не понятно кто должен искать ……….

2 вид — Произведенный с нарушениями технологии производства. В основном такой бензин имеет нарушения фракционного и химического состава. В нем повышенное содержание ароматических соединений, например – бензола.
Выявление фальсификации 2-го вида еще сложнее и возможно только при проведении анализа фракционного и химического состава бензина. И если фракционный состав периодически все же Госстандартом контролируется, то контроль химического состава у нас в стране практически отсутствует.

Причина проста – нет приборов.

3 вид — полученный с применением различных стандартных и нестандартных антидетонационных присадок или высокооктановых добавок, которые приносят больше вреда, чем пользы. Такие бензины выпускаются по различным ТУ, но потребителя никогда не информируют о наличие в бензине таких компонентов. Необходимость их применения весьма сомнительна и более похожа на узаконенную фальсификацию.
С этим видом возникают самые сложные проблемы. Он получает все большее распространение и, что страшно, такая фальсификация способна нанести наибольший вред и самим транспортным средствам и экологии.

В последнее время появилась масса различных присадок и добавок к бензину, существенно меняющих его характеристики. Российский ГОСТ не предусматривает проведения серьезного химического анализа бензина и, естественно, все эти многочисленные присадки и добавки не могут быть обнаружены при проведении полных стандартных испытаний.

Когда Вы заправляетесь и такой бензин гробит машину постепенно – это не так наглядно, но есть случаи когда машина и не одна вышли из строя через 2 часа после заправки на одной АЗС, но доказать и вернуть материальный ущерб невозможно.

Если, все — таки, АЗС признает вину (когда в один день 600 автомобилей сломались в г. Казань, ссылка http://youtu.be/yit7ejJXhX4), то в срочном порядке становится банкротом, если компания покрупней то, к сожалению, Вас ждут бесконечные судебные процессы.


«Профессионалы» дают «советы» как не попасть на бодяжный бензин.
1. Выбрать методом проб и ошибок одну заправку, и на ней все время заправляться (она должна работать не по франшизе, то есть в чеке должно быть тоже название, что и на самой заправке).
2. Заправляться желательно в больших городах и на заправках с известными брендами внимательно изучите бренды — одна буковка и это уже другая фирма, и это тоже не гарантия. Исследования показали, что у одной компании в одном городе, но на разных АЗС бензин очень отличается.
3. И самое интересное заправляйтесь в рабочие дни, кроме пятницы, потому что в выходные дни бензин бодяжат сильнее.

С бензином ситуация просто безнадежная, и кажется выхода из сложившейся ситуации нет, но ……
Выход всегда есть — наука не стоит на месте, постоянно изобретаются и внедряются, новые уникальные технологии, на сегодня ВЫХОД НАЙДЕН.

В следующих публикациях Вы узнаете:
Статья №2 — «Как выхлопные газы Вас убивают«. Человек может прожить без пищи — до месяца, без воды — до 7 дней, но без воздуха мы с вами не проживем и более 5 минут.
Статья №3 — «Узнай сегодня, как некачественное топливо портит двигатель, катализатор, выхлопную систему автомобиля, и будешь защищен«.
Решение всех вышеперечисленных задач ЗДЕСЬ.

Пожалуйста, если Вам материал был полезен, поделитесь с друзьями в соц.сетях и оставьте ваше мнение в комментариях, с Уважением Сергей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector