Что такое гидроблок в АКПП и как его отремонтировать

Гидроблок акпп что это такое

. Гидравлическая клапанная плита (Valve Body, гидроблок, блок клапанов) — это самый сложный узел АКПП, который состоит из металлической плиты с множеством каналов, клапанов, электро-регуляторов (соленоидов), аккумуляторов, датчиков и других элементов для того, чтобы управлять включением и выключением муфт сцепления и блокировкой гидротрансформатора.

Можно сказать, что гидроблок выполняет роль:

нашей ноги, нажимающей на педаль сцепления и

нашей руки, переключающей рычаг КПП,

— кроме того он еще является самим таким рычагом

и в некоторых современных АКПП еще и нашим мозгом, отдающим команды органам.

Отработанные до автоматизма движения автогонщика, мгновенно и безошибочно переключающего передачи вверх или вниз — так запрограммированы «мозги» АКПП и по самому эффективному сценарию производятся переключения: выжимание сцепления работающего пакета фрикционов — выравнивание скоростей валов — включение фрикционов следующего пакета.

Вся технология переключения на другую скорость отработана настолько идеально, что разрыв мощности в самых интеллектуальных 6-ст. АКПП при разгоне составляет менее 0.2 секунды. То есть практически бесступенчато.

Настройки компьютера отрегулированы для экономии топлива и оптимизации разгонов таким образом, что водитель может в самых нагруженных и агрессивных режимах выжимать из мотора максимум его возможностей. И малейшие залипания забитых грязью (или изношенных) клапанов приводят к толчкам при переключении или вообще к проскальзыванию сцепления.

Почему Гидроблок АКПП называют — «Мозги»?

Гидравлическая клапанная плита на профессиональном сленге действительно называется — «Мозги«.

Отчасти это потому, что чисто внешне напоминает мозг с его извилинами. Отчасти — потому, что в 20-м веке гидроблок выполнял функцию «мозга» автомобиля, принимая решения: когда и какому узлу нужно включаться в работу. Действительно, гидроблок был настоящим мозгом гидравлически управляемой трансмиссии, управляя переключениями с помощью простых механических устройств вроде Говерноров (сравните: «гувернер» — управляющий хозяйством).

И тот гидроблок гидравлических АКПП 1980-х напоминал что-то вроде мозга ящеров или птиц. С приходом электроники и электроклапанов-соленоидов, настоящим «мозгом» стал не гидроблок, а ЭБУ (электронный блок управления). А гидроблок стал чем-то вроде «спинного мозга».

Объединившись вместе с ЭБУ — компьютером АКПП, гидроблок АКПП является настоящим мозгом трансмиссии.

TCM, ECU, PCM и Гидроблок (Valve Body) — в чем разница?

«Мозги» АКПП состоят из двух важных узлов:

— Электронный блок управления трансмиссии (ЭБУ или ТСМ-анг.- transmission control module — слева — желтый блок) и

— Гидравлическая клапанная плита (valve body, на картинке слева — внизу серая клапанная плита).

И между клапанными плитами — самая капризная деталь, требующая замены — прокладка гидроблока.

Первый (ЭБУ) передает электрические импульсы-команды (как кора головного мозга — посредством нейронов) основываясь на информации от датчиков-сенсоров, а второй (Гидроплита) — снабжает кровью и вырабатывает химию гормонов, управляя всем организмом.

Раньше ЭБУ находился под капотом или под панелью автомобиля. А с начала века стало принято соединять капризную электронику с гидроплитой внутри АКПП, где рабочая температура считается стабильнее.

То есть интеллектуальный мозг (ЭБУ) АКПП соединился с гидравлическим мозгом (клапанной плитой). Это позволило упростить конструкцию АКПП, но усложнило задачу производителям электроники.

Но это еще не весь «мозг» автомобиля. Существует еще «головной» мозг всей машины — ECU (Engine Control Unit или Module). Некоторые рисковые автопроизводители объединили все компьютеры в один и назвали его по-американски Powertrain Control Module.

Это — «мозги» всего автомобиля. Вернее это сочетание «головного мозга» (ECU), управляющего двигателем и всей машиной и «спинного мозга» (TCM), управляющего АКПП.

Старые гидромеханические клапанные плиты (20-го века) обладали весьма отработанной и надежной конструкцией и честно служили весь долгий срок жизни автомобиля не обращая на себя внимание по 15-30 лет.

Основной проблемой гидроблоков долгие годы была «старость» отдельных элементов и «атеросклероз»:

— забившиеся фрикционной грязью клапаны, каналы, которые не дают пружинам возвращать клапан на место или соленоидам открывать этот клапан, (очистка решает эти проблемы)

— процарапанные металлическим «мусором» поверхности каналов, муфт, золотников износ и протечки масла через них, (проверяется подачей давления воздуха от компрессора и определения критичности износа.)

— другими частыми проблемами были износившиеся расходники: ослабевшие пружины, возвращающие плунжер на место, рассыпающиеся бумажные прокладки или изношенные металлические прокладки, стертые шарики, забитые грязью фильтры, задубевшая резина сальников и т.д. (замена расходников решает большинство проблем)

«Старость» гидроблоков этого поколения АКПП наступала в конце ресурса самой АКПП и автомобиля и редко требовала их замены, кроме самых запущенных случаев. Только чистки и переборки.

Соленоиды.

Современные клапанные плиты в 5-ти и 6-ти ступенчатых акпп, где используются линейные соленоиды, работают в совсем других условиях:

Одна из проблем — повышенная температура. С 2003-2005-х годов рабочая температура двигателя (и в АКПП) повысилась на 20-30 градусов.

Электроника быстрее стареет, работая при температуре свыше 120 градусов.

Так электроклапан-соленоид, сенсор-датчик или подводка-шлейф со временем теряют свою токопроводящую способность, что показывает увеличенное значение сопротивления. А компьютер, отметив повышенное сопротивление прибора, бракует его.

Было много других «детских болезней», которые постепенно решали производители электроники, но главной проблемой осталась проблема принудительной «скользящей» блокировки гидротрансформатора, создавшей невыносимые условия работы, когда масло летом:

Читайте также:  Товар лицом тест-драйв Geely Atlas 2,4 AT 2WD - – автомобильный журнал

А. нагревается до 150 градусов и

Б. — загрязняется пылью от фрикциона, превращаясь в абразивную агрессивную движущуюся суспензию, которая как пираньи съедает все, что попадается на ее пути.

Механики во всех проблемах АКПП и гидроблока обвиняют Программистов:

Это, мол, Программисты разработали для ЭБУ такие «шумахерские» режимы, превращающие АКПП в коробку болида Формулы 1, которые, как известно, ездят в короткие промежутки между капремонтами.

Действительно, «железо» почти всех новых акпп отработано до мелочей — а убить превышением допустимого момента можно даже лом. Программисты в погоне за плавностью бесступенчатых вариаторов, экономичностью и динамикой ДСГ и управляемостью МКПП так нагрузили все узлы ступенчатой коробки в разных режимах, что первые 6-АТ автоматы не доживали до 40-60 тысяч км (обязательный сейчас гарантийный срок).

Программисты валят всю вину на Покупателя, который хочет чтобы автомат работал быстрее, экономнее и комфортнее механики и вариаторов. А они (Программисты) дают Покупателю 6-ти (7-8-ми) ступенчатой АКПП все, о чем можно мечтать, закладывая и адаптивность, и экономичность и разгонные характеристики и десятки сценариев, которые могут возникнуть на дороге.

И запрограммированная Программистом ступенчатая АКПП при этом не должна разочаровать Покупателя: «Вы хотели такую коробку, чтобы была не хуже вариаторов и ДСГ? — их есть у нас! Только помните, что и вариатор и ДСГ живут недолго! Все, что хотите — за ваши деньги!»

А Покупатель, как известно, не виноват по определению, Он — «всегда прав». Так что виновных найти обычно не удается.

Теперь водитель педалью газа сам выбирает — позволить АКПП переключать передачи классическим способом: терпеливо дожидаясь выравнивания скоростей валов и спокойного переключения скоростей или заставить АКПП жечь фрикционы в стиле «Формулы 1».

Причина раннего выхода из строя Гидроблоков — Износ материалов:

Быстрые разгоны достигаются за счет того, что все сцепления (и особенно сцепление бублика») переключаются с «режимом управляемого проскальзывания» гидротрансформатора (и фрикционов!). Теперь переключение происходит по сложной кинематической схеме и практически незаметно, используя фрикционы гораздо более интенсивно.

Из-за этого масло и нагревается быстрее, и фрикционы сорят больше. Загрязнение масла и вызывает «атеросклероз мозга» — отложения спрессованной фрикционной пыли, смешанной с металлической крошкой от износа металлических деталей. Эта грязь откладывается во всех тихих уголках (клапана плиты, золотники, соленоиды) и затрудняет работу клапанов, а также изнашивает поверхности трения и ухудшает охлаждение.

Именно эти свежие отложения вымывает при смене горелого масла которые вместе с отслоившейся фрикционной бумагой забивают каналы такой «старой и больной» плиты.

Проблема соленоидов-регуляторов:

Для режима «проскальзывания» нужно подавать давление масла в муфту сцепления регулируемо. То есть клапан должен постепенно открывать один канал, наращивая давление в подключаемом сцеплении, и также постепенно закрывать другой, снижая давление в отключаемом сцеплении. Для этого разработали специальные (PWM) соленоиды-регуляторы.

А когда масло в гидроблоке движется не по полному сечению канала, а через частично открытый клапан, то в этот момент в самом узком месте от трения возникает повышенный износ поверхностей: и самого золотника-плунжера (слева) и тела гидроблока.
Эту проблему стали решать анодированием истирающихся алюминиевых поверхностей. Что в несколько раз отсрочило проблему износа.

Анодированный плунжер (слева) стал служить «вечно», да и заменить его несложно. Но вместе с ним изнашивается и корпус плиты (справа). А анодировать плиту — нерентабельно, приходится при износе каналов менять всю плиту. Стало уже неэффективным с помощью инструментов Соннакс увеличивать диаметр канала и заменять золотник на увеличенный.

Рассверленную и ослабленную плиту уже следующим летом проест раскаленное агрессивно-грязное масло. Да и соседние каналы уже наполовину «проедены» и вот-вот начнутся протечки и потери давления.

Хитрые инженеры американского Соннакс придумали было вставлять анодированную муфту в тело рассверленной плиты. Эта операция уже напоминает работу сосудистого нейрохирурга или шунтирование кардиолога. И по квалификации и по результатам операции.

В 2000-х годах был найден способ по технологичнее: — перенести это «узкое место» из большой плиты — в маленький соленоид.
(слева) Теперь соленоиды стали более сложной конструкции — со своим клапаном-золотником. И это значительно облегчило ремонт износившихся клапанов. Замена соленоида решает многие проблемы. Стало легче менять износившийся узел (с самим соленоидом) а для упрочнения каналов соленоида можно использовать более прочные анодированные элементы. Появились даже мини-гидроплиты с соленоидами для супер сложных ДСГ — 131431.(справа)

За последние 10 лет сражений в борьбе за долгую жизнь гидроблока похоже конструкторы решили эту проблему. 4-6 лет без капремонта гидроблока становится нормой для 6-ступенчатых АКПП.

Обслуживание гидроблока

Часто конструкция 6-ти ступенчатых АКПП спроектирована таким образом, что гидроблок располагается не снизу, где его довольно трудно обслуживать, а сбоку, а инструкция по доливу масла (для примера — АКПП A960E Aisin) выглядит следующим образом:

— На первом этапе, при снятии боковой крышки гидроблока (достаточно для смены соленоидов) — требуется долить всего 1.3 литра масла.

Читайте также:  Ошибка 0363 на ВАЗ 2114 разбираемся, что с ней делать

— При более сложном ремонте — снятии и чистке гидроблока, потребуется долить 3.9 литра масла.

А уже при сложном обслуживании (когда снимается для ремонта «бублик»-гидротрансформатор) — 5.3 литра масла.

И только при полном демонтаже АКПП производится полная смена масла. Таким образом интеллектуальный лидер производителей АКПП — Айсин Ко, конструктивно подготовила сервисы и владельцев к тому, что обслуживание АКПП делится на этапы:

— первое обслуживание АКПП: чистка-замена соленоидов и ремонт со снятием боковой крышки и чисткой гидроблока (без дорогостоящего демонтажа-монтажа самой АКПП).

— следующий регламентный уровень: Снятие и ремонт Гидротрансформатора с заменой изношенного фрикциона (или 2-3-х фрикционов в некоторых ZF 6HP26-32 или Мерседес).

И только после этих регламентных работ потребуется капитальный ремонт всей трансмиссии с демонтажом.

Что если ездить с неисправным гидроблоком?

В зависимости от места неисправности, расплачиваться приходится по-разному.

На схеме слева показывается, в каком месте возникают проблемы в случае протечек масла в разных местах гидроплиты:

Одни протечки ведут к нештатной работе переключения 1-2, … или 3-4 скоростей.

— другие — к неработающей блокировке трансформатора с вытекающими отсюда проблемами,

— третьи — к общему недостатку давления, что ведет к выработке металла осей и втулок. — Частая проблема для легендарных ZF-ских коробок 6HP26.

Наиболее популярное место ремонтов — клапан включающий блокировку гидротрансформатора и соответствующий соленоид LockUp. Именно здесь проходит самое грязное и горячее масло, пока не очистится и не охладится, пройдя через поддон, радиатор и фильтр.

Чем дольше золотники будут работать с крошкой, попавшей на поверхности скольжения, тем глубже царапины или истирания корпуса гидроблока.

Ремонт гидроблоков.

Некоторые проблемы гидроблоков решаются «ремонтом на расстоянии» — прочтите о своем гидроблоке на соответствующей странице АКПП. Нажмите на оранжевый номер детали, чтобы узнать о такой возможности.

Проблемой чаще всего является нештатная работа износившихся соленоидов. Раньше мастера привычно приговаривали сам гидроблок к замене, но сейчас все чаще просто заменяют пару неисправных соленоидов.

Там так же в последнее время мастера стали реже менять саму плиту и чаще заказывать соленоиды (типичным комплектом -3шт. — 351428K) для замены.

Ремонт и чистка

Ремонт современных гидроблоков начинается со сбора данных компьютера — кодов ошибок и чаще всего заключается в переборке гидроблока.

Разборка и сборка с чисткой и заменой расходников — регламентная работа, которую каждый день делают во всех сервисах АКПП и которую производители автоматов рекомендуют делать одновременно с ремонтом гидротрансформатора и заменой фильтра.

Не дожидаясь, когда фрикционы износятся до клеевого слоя, чтобы окончательно забить плунжера и истереть каналы плиты до недопустимых люфтов. Это как с тормозными колодками — если ездить до писка «железом-по-железу», то придется менять все.

Чистку гидроблока многие делают самостоятельно, если запастись терпением, фотографиями и собрать опыт интернет-форумов по ремонту вашей трансмиссии.

Реставрация гидроблоков — это работа совсем другого уровня. Гуру ремонта АКПП — американская компания Соннакс выпускает множество материалов, инструкций, инструментов и деталей, с помощью которых специалисты с золотыми руками и мозгами делают сложные операции по восстановлению работы изношенной гидроплиты.

Но это настолько сложная работа с непредсказуемым результатом, что у большинства специалистов она кончается заменой гидроблока на новый. А замена «мозгов» — всегда недешевое удовольствие для тех, кто легко к ним относится.

Самый легкий случай ремонта гидроблока — на раннем этапе болезни. Когда достаточно прочистить и промыть гидроблок, заменить его расходники и если понадобится — соленоиды.

Нет, еще более легкий случай — это когда неисправна проводка, запитывающая соленоиды и датчики. Это — вообще делается за несколько минут и стоит совсем недорого. Поэтому прежде всего стоит исключить эту проблему, прежде чем подходить к гидроблоку с инструментами и безжалостным взглядом глаз.

Принцип работы гидроблока АКПП

Клапанная система или гидроблок – основной элемент автоматической коробки передач. Именно на него возложена основная нагрузка при переключении скоростей.

Как он работает и стоит ли пытаться ремонтировать его самостоятельно? Исследуем этот вопрос к финальному абзацу.

Вопрос к Discovery

Так как же гидроблок работает? Принцип заключается в чётком взаимодействии датчиков, соленоидов, клапанов-регуляторов работы АКПП транспортного средства. Его устройство схоже с человеческим мозгом, что и определило сленговое название среди автомехаников – мозги коробки передач.

В момент переключения какой-то передачи гидроблок передает по соответствующим каналам давление жидкости механическим элементам коробки. Следит за этим электронный блок управления. На основании команд пользователя он передаёт информацию не только гидроблоку, но и связанным с ним элементам подвески.

О важности диагностики

Разобравшись с основами работы клапанной платы, переходим к вопросу о диагностике. Некоторые водители игнорируют ремонт этого узла, за что потом расплачиваются в целом. Здесь уместно провести аналогию со смартфонами и персональными компьютерами. Юзеры стремятся устанавливать все обновления операционной системы и сдать гаджет в ремонт, едва он начнёт глючить. Ведь от них зависит пунктуальность, скорость выполнения задач и вообще вся жизнь. А если нет возможности оперативно устранить поломку, то ищут подстраховку в случае критической ситуации.

Читайте также:  Как провести тюнинг автомобиля ВАЗ 2110

С автомобилем все гораздо сложнее – вторую АКПП не удастся поставить. А значит, если выйдет со строя гидроблок, то это поставит под угрозу безопасность вождения. Неправильная работа золотников распределения трансмиссионных масел приводит к началу стуков и рывков, которые ощущают водители и пассажиры. Поэтому ремонт этого узла критично важен и должен проводиться незамедлительно после выявления.

При выходе со строя одной детали АКПП будет раздражать водителя, но продолжать работать. Однако одна неполадка непременно потянет за собой цепочку остальных. И все закончится дорогостоящим ремонтом.

Признаки неисправности и причины

Начинающие автолюбители часто отправляются на активном режиме сразу. Летом это нормальное явление и не приводит к поломкам. А вот зимой трансмиссионная жидкость не прогревается быстро и сразу. Старт на непрогретой АКПП влечет к рывкам и растрескиванию золотников.

Еще одна особенность – несвоевременная замена охладителя. В итоге маслоприемник начинает неправильно работать. Более того, в жаркое время масло рискует перегреться и стать причиной пожара и выхода со строя гидроблока, иных неисправностей. Перегрев может объясняться и загрязнением решетки охладителя.

Также неисправности гидроблока вызывает несвоевременная замена или некачественное трансмиссионное масло. Все поломки проявляются практически одинаково – скрежет, пробуксовки или нежданные удары.

К сожалению, несмотря на прогресс информативности компьютерных бортовых систем, они не способны распознать абсолютно все поломки гидроблока. Лучше всего с этой задачей справится человек. Мастер должен демонтировать всю АКПП для полной диагностики.

Можно ли проводить ремонт АКПП своими силами

Ремонт АКПП и гидроблока в частности требует определенных навыков и практических знаний. Для этого необходимо уметь правильно разобрать и собрать коробку передач. Серьезная трудность при самостоятельном ремонте – очистка загрязненных клапанов – их надо чистить профессиональным инструментом. Еще одна проблема – конструкция задней стороны гидроблока. Ошибка в ремонте или осмотре приведет к непоправимым последствиям.

Стоимость ремонта гидроблока зависит от ряда факторов. Это характер поломки, предпринимал ли попытки автовладелец отремонтировать самостоятельно или с помощью членов гаражного братства. Среди основных неисправностей, которые под силу только автомеханикам – поломки пружин, клапанов или соленоидов. Это довольно сложные навыки, поэтому лучше обратиться на станцию техобслуживания. Ведь лучше отдать 10 тысяч механику за качественный и быстрый ремонт, чем в 10 раз больше за всю коробку передач после неудачных экспериментов самостоятельного ремонта.

Как продлить срок службы гидроблока

Очень важно следовать всем пунктам инструкции по применению транспортного средства от изготовителя. Особенно важно не разгоняться до высокой скорости летом и не стартовать сразу зимой. Дождитесь прогрева масла и начинайте плавное движение. Эта же процедура важна и для нормального функционирования системы охлаждения.

Выводы

Все зависит от автовладельца. Машина – его второй дом, а значит поддерживать его в опрятном состоянии – главная задача шофера. Заботьтесь о своей машине и не стартуйте выше 3000 оборотов в минуту двигатель зимой, равно как и про режим драйва перед отправлением для прогрева АКПП. И машина скажет за это спасибо!

Ремонт гидроблока

На современном оборудовании

Не Доверяйте Ваш Автомобиль начинающим и не сертифицированным мастерам
ремонтируйте гидроблок у профессионалов

Гидравлическая клапанная плита, или гидроблок АКПП является основным узлом управления автоматических коробок переключения передач. Гидраблок АКПП является довольно сложным механизмом, называют “Мозгами” АКПП, в которую входят и механические, и электронные детали. Соответственно его диагностика и ремонт требуют дорогостоящего оборудования и опытных мастеров. Гидроблок состоит из металлической плиты, со сложными каналами жидкости, клапанов открывающих и закрывающих эти каналы, датчиков и соленоидов отвечающих за всю работу гидроблока. Основная причина поломки гидроблока это старое масло, которое теряет свои смазывающие свойства повреждая каналы. Перегретая жидкость приводит к выходу из строя соленоидов, из за чего и могут пропадать передачи, или вообще не переключать их. Гидроблоку так же может повредить неисправность АКПП, в случае наличия металлической стружки, которая с помощью масла может попасть в гидроблок и повредить все элементы. В нашем техцентре находится дин из самых современных британских стендов для диагностики соленоидов, что помогает найти сломанный соленоид и избежать замены всех соленоидов.

По ремонту гидроблока АКПП, мы предоставляем самые выгодные условия клиенту, тем самым у Вас появляется множество причин для выбора TRANSMISSION-CENTER:

  • Все мастера сертифицированы, работают в компании с 1999 года, регулярно обновляют свои знания участвуя в семинарах у производителей.
  • В компании находится единственный в Москве стенд по диагностике соленоидов гидроблоков.
  • Цена ремонта не превышает 50% от стоимости гидроплиты.
  • Крупнейший специализированный сервис по ремонту и тех. обслуживанию автоматических коробок передач и его узлов.
  • Большой поток клиентов, большой опыт и самые низкие цены на рынке.
  • Гарантия на проведенные ремонтные работы и замененные автозапчасти.

Если у Вас есть вопросы, звоните в любое время, и наш специалист любезно предоставит всю необходимую информацию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector