Что такое гидрокрекинг и почему масла имеют разную основу

Всё о гидрокрекинговом моторном масле что это и зачем

Цены на любые гидрокрекинговые масла не отличаются от стоимости «полусинтетики», но по свойствам первые из них находятся ближе к «синтетике». Если бы это утверждение было ложью, то и выпускать гидрокрекинговое масло никто бы не стал. Среди оригинальных масел фирм Тойота, Ниссан, Форд и Мазда есть хотя бы один продукт, произведённый с помощью гидрокрекинга. Технология производства подразумевает глубокую, почти полную очистку минеральной основы от всех «лишних» молекул… Сравним «синтетику» и гидрокрекинговое масло, и вот что получится: первое из них окажется долговечнее, второе – лучше смазывает.

Как оценить степень очистки гидрокрекинговой основы? Ход эксперимента показан на видео.

Всю «синтетику» и «минералку» делают из нефти

Сырьём для выпуска минеральных масел служит нефть. Синтетические масла, или так называемые «материалы ПАО», синтезируются из нефтяных газов – из бутилена и этилена. Спрашивается, при чём тут гидрокрекинговое масло? Вспомним, что его получают из жидкой нефти.

Оцениваем температуру вспышки

Температура вспышки, характерная для разных материалов, будет отличаться:

  • Молекулы ПАО – 250 C, в некоторых случаях – 280 C;
  • Лучшие гидрокрекинговые масла – чуть ниже, чем 225 C.

Вот, собственно, и первое отличие. «Синтетика» здесь выигрывает.

«Полусинтетика» изготовляется так: к минеральной основе подмешивают 30-50% «синтетики». Полусинтетическое масло по своим параметрам будет уступать продуктам гидрокрекинга.

  • HC-синтетика – то же, что и «продукт гидрокрекинга»;
  • ПАО-синтетика – полностью синтетический материал.

Заметим, что концерн «Шелл» может синтезировать ГСМ из смеси метана и пропана. А ещё популярностью пользуются эстеровые масла – их получают из растительных компонентов, и ни из чего больше!

Где «гидрокрекинг» обгоняет «синтетику»?

На одном моторе можно сравнить разные ГСМ. Пусть они будут изготовлены на разной основе – синтетической и гидрокрекинговой.

Один стенд для всех испытаний

  • HC: SINTOIL Ультра, MANNOL Extreme;
  • ПАО: ENEOS Gran-Touring, ТОТЕК-Астра Робот.
  • Мощность: MANNOLExtreme – лучше всех (+3,04%), Астра Робот – на последнем месте (+0,9%);
  • Расход топлива: «синтетика» опережает (-5,7% и -6,8%), «HC-синтетика» слегка отстаёт (-3% и -4%);
  • Выбросы: чтобы снизить содержание углеводородов, используйте «синтетику». Масло SINTOIL будет слегка засорять атмосферу газом CO, ну а материал бренда MANNOL можно назвать нейтральным.

Как видим, смазывающие свойства у материалов HC-типа могут быть лучше, чем у ПАО. Доказательство – строка «1» в последнем списке.

Странно: на этикетках пишут «Синтетика»

Американская организация API относит всю HC-синтетику к подвиду «обычной синтетики». Факт принадлежности к классу «HC» на упаковке могут не обозначить…

Преимущества «чистой синтетики»

Слабая устойчивость к воздействию окислителей – типичное свойство любой «минералки». Оно будет характерным и для продуктов гидрокрекинга. Итого, если провести сравнение с «синтетикой», получится список:

  • HC-материалы быстрее окисляются;
  • Для них, то есть для «HC-синтетики», характерна чуть большая испаряемость, замеренная по методу НОАК;
  • Про устойчивость к перегреву говорилось выше (см. главу «1»).
Читайте также:  Chevrolet lacetti завод производитель

Мы специально не рассматриваем вопрос, из чего гидрокрекинговое масло состоит, как его получают и т.д. Важнее будет знать о свойствах. Они, в свою очередь, были рассмотрены только что, включая и долговечность.

Особенности ПАО-синтетики

Синтетическое моторное масло производят в России, Европе, Японии. В состав лубрикантов входят углеводороды разных классов и эфиры (летучие соединения спирта и органических кислот). Производители к разряду синтетических смазок относят ПАО-масла и жидкости на НС-основе. Некоторые создают базовую основу по GTL-технологиям. По химическому составу, свойствам эти виды синтетики отличаются. Рассмотрим ПАО в сравнении с НС и GTL маслами.

Технические характеристики

По классификации Американского института нефти масла на основе нефтепродуктов относятся к 3 группе, синтезированное из газа масло на основе ПАО – к четвертой. Полиальфаолефины – высокотехнологичные углеводороды без примесей. Первоначально синтетические масла создавались для гоночных машин, авиационных двигателей.

При производстве ПАО-синтетики в результате синтеза газов получаются однородные молекулы средней длины. Они образуют ровный слой, растекаясь по поверхности. Базовая основа IV группы прозрачная, обладает уникальными свойствами:

  • замерзает при -60°С, сохраняют рабочую вязкость при +150°С;
  • сохраняет химическую стабильность при эксплуатации (не окисляются во время нагрева);
  • практически не испаряется, содержит мало эфирных компонентов;
  • обладает высокой вязкостью (способностью быстро образовывать масляную пленку на металле);
  • не содержит тяжелых парафинов, серы, неорганических примесей.

К недостаткам относят низкую полярность молекул, несопоставимость с некоторыми видами экологичных присадок, снижают стойкость резиновых прокладок, сальников.

В ассортименте смазочных жидкостей есть линейки на ПАО-основе. Благодаря присадкам, лубриканты на базе полиальфаолефинов:

  • обеспечивают легкий запуск двигателя на морозе;
  • продлевают ресурс моторов;
  • отлично защищают металл от коррозии;
  • существенно снижает силу трения в блоке цилиндров;
  • растворяет коксовые отложения от продуктов сгорания;
  • уменьшает расход бензина или дизельного топлива;
  • имеют низкий показатель зольности, высокий индекс вязкости (от 170 и выше).

Область применения полиальфаолефиновых масел небольшая, смазки приобретают:

  • для спортивных машин;
  • иномарок бизнес-класса с высокофорсированными двигателями;
  • легковых автомобилей, работающих под постоянной нагрузкой – другая смазка в двигателе перегревается, окисляется, угорает;
  • большегрузов, спецтехники, других машин, работающих в условиях Крайнего Севера.

Базовая ПАО-основа ведет себя предсказуемо, это объясняется однородным составом. В общем объеме синтетических масел ПАО-лубриканты составляют не более 10%. Это объясняется высокой стоимостью смазочной жидкости. Чаще в двигателях используют смазки на базе других синтетических продуктов: гидрокрекинга или технологии GTL.

Читайте также:  Лучшие FM-трансмиттеры для автомобиля ТОП-10 рейтинг 2020

Отличие ПАО от другой синтетики

Свойства масел на основе НС-продукта схожи с GTL-смазками, не многим хуже полиальфаолефинов. Доступнее ПАО-синтетики по стоимости, поэтому чаще используются.

При выборе смазочных жидкостей смотрят на технические характеристики, допуски. Но антиокислительные, антифрикционные, противопенные, диспергирующие свойства лубрикантов во многом зависят от присадок, они составляют не менее 20% объема жидкости.

Если говорить о базовой основе, нужно сравнивать химический состав и физические свойства углеводородов.

Газожидкостная конверсия

Технология GTL (Gas-Тo-Liquid) трансформации газа в жидкость была разработана в начале ХХ века, когда французские химики из угарного газа и водорода получили сжиженный метан. В дальнейшем технология синтеза предельных углеводородов была усовершенствована. Перед второй Мировой войной у немцев было 7 заводов про производству газожидкостных масел.

Современная технология производства основы масел из водорода и окиси углерода усовершенствована. Получают продукты, схожие по физическим свойствам с гидрокрекинговой базой. В отличие от НС-базы, в составе GTL меньше серных компонентов, других примесей.

Гидрокрекинг

НС-база производится из нефтепродуктов. По сути, это улучшенное качественное минеральное масло. Отличается более однородным составом. Нефтепродукты сначала очищают от сульфатных и фосфатных примесей, тяжелых парафинов, загущающих масло. Полученный конгломерат углеводородных молекул разной длины обогащают водородом под давлением. Крупные малоподвижные молекулы, способные сворачиваться в клубок при низких температурах, распадаются на мелкие предельные углеводороды. Обрывки цепочек комплектуются в целые средней величины. В результате гидрокрекинга получается относительная чистая смесь молекул средней величины.

Сравнение НС и GTL с ПАО

По свойствам гидрокрекинговая и конверсионная базы моторного масла сопоставимы с полиальфаолефиновой основой:

  • схожи по стойкости к воде, показателям испаряемости;
  • незначительно хуже по текучести, окислительным свойствам, вязкости;
  • значительно превосходит по совместимости с улучшающими присадками;
  • не разрушают сальники и полимерные уплотнители в двигателях;
  • НС-основа содержит поляризованные молекулы, которые лучше прилипают к поверхности металла;
  • GTL- основа отличается однородностью химического состава, стабильными свойствами.

При создании синтетических лубрикантов нередко смешивают ПАО и GTL- основу с НС-продуктами. При введении присадок получаются смазочные жидкости, сопоставимые по свойствам с ПАО-маслами.

Выводы

Под маркировкой «Full Synthetic» «100% Synthetic», «Synthetic» могут оказаться не ПАО-смазки, а, гидрокрекинговые или GTL моторные масла. Западные производители не обязаны маркировать лубриканты по виду синтетической основы. Только на немецком масле надпись «Vollsynthetisches» соответствует полиальфаолефиному продукту. Остальные нередко добавляют к ПАО-синтетике до 50% НС-базы, формально такая смазочная жидкость считается синтетикой. Castrol отвоевал это право в суде, выиграв дело по претензиям «Exxon Mobil» к качеству гидрокрекинговых лубрикантов. Суд постановил, что надпись «Synthetic» – маркетинговый ход, а техническая характеристика лубриканта.

Производителям выгодно пользоваться официально разрешенным маркетинговым ходом. Это связано с налоговыми сборами, которыми облагаются низкоэкологичные продукты. Они продают гидрокрекинг и GTL-масла как чистую синтетику.

ПАО или гидрокрекинг в канистре, можно узнать по цене: крекинговые лубриканты намного дешевле чистых ПАО-продуктов. Это нужно учитывать при выборе смазочной жидкости для машин, требующих качественного масла, с зауженными масляными каналами. Лучше отдавать предпочтение производителям, указывающим на канистре маркировку «РАО».

Читайте также:  Схема предохранителей Лада Гранта - New Lada

Для машин с пробегом приемлема НС-синтетика или лубриканты на GTL базе. Присадки значительно улучшают эксплуатационные показатели базовой основы. В этом случае вместо покупки ПАО-масла можно выбрать бюджетный вариант.

Синтетика или гидрокрекинг: отличия и схожести

В вопросе выбора лубрикантов, автолюбители разделяются на два лагеря. Первый – поддерживает НС синтетику. Второй – классические синтетические продукты. Однако конечный выбор зависит от конкретного случая. Наша редакция собрала информацию по теме – гидрокрекинговое масло или синтетика, что выбрать.

  1. Отличия
  2. ПАО синтетика
  3. Гидрокрекинговые масла
  4. Схожести
  5. Видео
  6. Итог

Отличия

Гидрокрекинг или синтетика что лучше? Перед выбором продукта необходимо знать отличия формул и свойств изделий.

ПАО синтетика

Высококачественное масло, производится путем химического синтеза основы. За сырье, как правило, берутся полиальфаолефиновые соединения легких углеводородов. Процедура синтеза формирует молекулярную структуру будущего масла. Отличительной особенностью считается отсутствие посторонних примесей, способных навредить двигателю или снизить срок эксплуатации лубриканта.

Дополнительно технология создания очень затратная. Поэтому 100% синтетика стоит на 70-150% дороже гидрокрекинговых смазок.

Также предельно чистая основа гарантирует такие параметры:

  • низкая испаряемость;
  • стойкость к перепадам температур;
  • стабильность формулы при высоких нагрузках;
  • минимальное образование шлама;
  • высокая степень защиты от коррозии.

Гидрокрекинговые масла

Процесс построения формулы представляет собой расщепление сложных углеводородов при высокой температуре в присутствии водорода. Простыми словами во время перегонки удаляется лишняя составляющая минерального сырья, что позволяет создать продукт глубокой степени очистки.

Гидрокрекинг позволяет повысить качество лубриканта до значений, превышающих номинальные показатели минералки. Однако у технологии имеется несколько серьезных недостатков.

  1. При расщеплении молекул теряется часть защитных свойств формулы.
  2. Характеристики изделия отстают от показателей 100% синтетики.
  3. Несовместимость с длительными межсервисными интервалами.

Схожести

Синтетика или гидрокрекинг? Оба продукта схожи в следующих пунктах:

  • высокие защитные свойства;
  • стабильность вязкости при перепадах давления, температур, нагрузок;
  • возможность эксплуатации в современных моторах.

Видео

Выбор между гидрокрекинговым и синтетическим моторным маслом остается на плечах конечного потребителя. Каждый продукт имеет собственные достоинства и недостатки. Автопроизводители рекомендуют к применению обе разновидности. Однако при наличии большого количества сторонних факторов, влияющих на работу двигателя. Необходимо учитывать все плюсы и минусы обеих разновидностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector