Что такое помеха справа и ее трактовка в различных ситуациях

Помеха справа правило ПДД в 2020 кто должен уступить дорогу, как понять

Правило ПДД «Помеха справа» — это сухая трактовка нескольких пунктов ПДД России, касающихся проезда нерегулируемого (не обозначенного знаками, регулировщиком или работающим светофором) участка дороги. В этих пунктах говорится, что если траектории автомобилей пересекаются, но очередность проезда невозможно определить Правилами, то приоритет имеет то ТС, которое приближается с правой стороны. Водители метко окрестили этот пункт правилом «правой руки» и активно используют во многих случаях.

Как понимать правило равнозначных дорог

Обычно у новичков и неопытных водителей возникают трудности с тем, как понять правило «Помеха справа», потому что Правила дорожного движения конкретно такую формулировку не содержат.

На деле все просто и понятно: когда траектории автомобилей пересекаются в равнозначных ситуациях, первым проезд осуществляет ТС, приближающееся справа.

Вчерашние ученики хорошо видят такой пример на картинках, но реально могут неправильно истолковать дорожную ситуацию, когда применяется это правило. Именно поэтому необходимо твердо знать, что такое помеха справа, при каких случаях она возникает.

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  • п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;
  • п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  • п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  • п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  • п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  • во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  • при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  • на перекрестке равнозначных дорог.

Видео: Помеха справа. Правила равнозначных дорог.

Что важно учитывать

В ПДД идут навстречу водителям, кто не умеет анализировать или отвлекся от дорожной ситуации, не ориентируется в сложных моментах и испытывает проблемы при разъезде с другими автомобилями:

  • Во-первых, было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он на главной дороге, то должен вести себя, будто он на второстепенной – всем уступать.
  • Во-вторых, подробно расписали пункты ПДД про приоритетный проезд автомобиля, который приближается с правой стороны. Но чтобы лучше понимать, когда именно начинает работать правило «помеха справа», важно знать, что такое перекресток равнозначных и неравнозначных дорог, нерегулируемый перекресток, прилегающая территория, как быть, если траектория движения пересекается с траекторией трамвая.

Т.е. прежде чем применять такой способ определения приоритетного проезда, водитель должен четко понимать, как по ПДД правильно трактуется его ситуация, где конкретно он сейчас находится.

Штраф за нарушение правила «третьей руки»

В таблице штрафов дословно нет статьи за нарушение правила «помеха справа». Но при невыполнении требования уступить право приоритетного проезда согласно правилу «Помеха справа» в действие вступают определенные статьи КоАП:

  • ст.12.13 ч. 2 – если нарушение произошло на перекрёстке, в качестве наказания предполагается штраф 1000 р.;
  • ст. 12.14.ч. 3 – нарушение правил приоритетного проезда за исключением ст. 12.13.ч. 3 и 12.17 КоАП, в качестве наказания выносится устное предупреждение или выписывается штраф 500 р.;
  • ст. 12.17 – в ней речь идет о не предоставлении права преимущественного проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными проблесковыми маячками, спец. звуковым сигналом (сиреной), наружными цветографическими схемами, здесь выписывается штраф от 500 до 3 000 р., или лишение права управления на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.

Таким образом, в протоколе об АПН инспектор ДПС укажет нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по подходящему под ситуацию пункту КоАП за невыполнение требования предоставить приоритетный проезд.

Правило «Помеха справа» действует только в тех случаях, если случай не укладывается в рамки, описанные в ПДД.

Помеха справа как понять на перекрестке

Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;

  • дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.
Читайте также:  Закалка металла температурный режим и выбор охлаждающей среды

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки».

Что это такое, определение

Что же это за правило? На первый взгляд, смысл понятен: нужно уступить дорогу автомобилю справа.

И при этом помнить: это правило не главное, оно применяется, когда нет других.

Когда применяется правило

Правило применяется, если траектории движения после маневра пересекаются.

Помеха справа как понять на перекрестке

Она должна уступить дорогу оранжевому автомобилю, въезжающему на перекресток по второстепенной дороге и приближающемуся справа. Кроме того, синий должен уступить дорогу и всем автомобилям, въезжающим на перекресток по главной дороге (белому, красному).
Данный вопрос подробно рассмотрен в статье «Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге».

Помеха справа в прочих ситуациях

Рассмотрим пункт 8.9 правил дорожного движения:

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Такие случаи встречаются довольно часто и связаны они обычно с разъездом на прилегающих территориях (во дворах, на автостоянках, парковках, рынках и т.п.).

Если ваш автомобиль – помеха справа, лучше стопроцентно не рассчитывать на преимущество.

Стоит убедиться, что вас действительно пропускают. Никогда не пытайтесь проучить другого водителя и ехать напролом.


Такие манипуляции приведут только к ДТП.

Иногда следует проявлять великодушие. Если видите, что водителю с второстепенной дороги сложно завершить маневр, чтобы вас пропустить (предположим, скользкая дорога, а он на летней резине), сбросьте скорость, уступите дорогу.

Когда правило не работает

Не всегда следует опираться на правило помехи справа. Есть обстоятельства, когда оно неприменимо:

    Когда участник дорожной ситуации – трамвай.

Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

В каких случаях «помеха справа» не работает?

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2019 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу.

А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Правило не действует

Существует один весьма интересный пример, который я просто не мог не привести. Представьте себе перекресток равнозначных дорог, по каждой из которых к этому пересечению приближается автомобиль и на перекрестке они оказываются одновременно (картинка расположена ниже). Кто должен уступить дорогу?

Это – единственная ситуация, в которой не работает правило «помеха справа», да и вообще ПДД эту ситуацию не регламентируют. Водители в данном случае сами должны определить очередность проезда.
Например «моргание» фарами встречного автомобиля, можно понять как предоставление им преимущества. А как только одно ТС проехало, то остальные легко разъедутся по правилу правой руки.

На этом будем прощаться, и не забывайте быть в курсе изменений ПДД.

Правило «правой помехи» на перекрёстке

Перекрёсток дорог с равнозначным приоритетом требует соблюдения его, если выполнены такие условия:

  • стоит знак «пересечение двух и более равнозначных дорог»,
  • до перекрёстка стоит знак «конец главной дороги»,
  • не присутствуют остальные знаки приоритетного проезда,
  • дороги из одинакового качества покрытия (обе асфальтовые, или грунтовые).
Читайте также:  Вертолёт МИ-8 скорость, технические характеристики (ТТХ), конструкция, грузоподъёмность, вес, устрой

«Помеха справа» в круговых перекрёстках

Перекрёстком с организацией кругового проезда по определению есть часть дороги, представленная как остров, езда вокруг него происходит против хода часовой стрелки (в странах с правосторонним движением).

Особенности:

  • При левостороннем движении — круг едет по часовой стрелке.

На беду гаишника гражданин Иванов оказался настырным товарищем и обжаловал решение инспектора в городском и республиканском суде, которые встали на сторону инспектора. В конечном счете он дошел до Верховного суда, который встал на сторону водителя и отменил решения нижестоящих судов. Свое решение Верховный Суд объяснил тем, что при повороте налево Н. Иванов заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части и поэтому правило «помеха справа» в данных обстоятельствах неприменимо.

Есть и прочие случаи, когда указанное правило не действует (например, при начале движения или движении задним ходом предварительно следует уступить дорогу иным участникам движения).

«Помеха справа» при проезде перекрестков

Хотя это будет и не совсем корректно, но правило «правой руки» имеет прикладное значение – его можно применять при проезде перекрестков.

Правило ПДД помеха справа — когда действует?

Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения.

Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.

Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.

Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу.

Это означает, что наш оппонент должен пропустить нас и уж только потом проследовать в нужном ему направлении.

Однако при проезде перекрестка важно помнить случаи, когда нельзя применять правило «правой руки». Это случаи четкой регламентации очередности движения.

1. «Конфликт» с трамваем.

Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, только потому что это трамвай

Правило «правой руки» не работает в отношении трамваев. В «чистом» виде они по отношению к нам пользуются приоритетом.

Изначальная неравнозначность позиций.

Если участники движения изначально находятся на направлениях разной приоритетности (кто-то на главной, кто-то на второстепенной), то их отношения не будут решаться с применением принципа «помехи справа».

3. Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал).

К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Условия применения правила «правой руки» или «помеха справа»

Интересующий нас принцип считается по праву универсальным.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Все тонкости применения правила помеха справа

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

Читайте также:  Аргонная сварка сфера применения и особенности работы - Ковка, сварка, кузнечное дело

Как понимать и когда применяется «помеха справа»

Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:

Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:

  • транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
  • транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
  • определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.

То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.

Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;
  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается.
А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Правило не действует

Существует один весьма интересный пример, который я просто не мог не привести. Представьте себе перекресток равнозначных дорог, по каждой из которых к этому пересечению приближается автомобиль и на перекрестке они оказываются одновременно (картинка расположена ниже). Кто должен уступить дорогу?

Это – единственная ситуация, в которой не работает правило «помеха справа», да и вообще ПДД эту ситуацию не регламентируют. Водители в данном случае сами должны определить очередность проезда. Например «моргание» фарами встречного автомобиля, можно понять как предоставление им преимущества. А как только одно ТС проехало, то остальные легко разъедутся по правилу правой руки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector