Штраф за летнюю резину зимой можно ли ездить на шинах не по сезону в 2020 году

Когда менять летнюю резину на зимнюю в 2020 году 4 вида автомобильных шин

Весна и, особенно, осень (начало зимы) — времена года, традиционно сложные для автомобилистов. В это время, вода из одного агрегатного состояния переходит в другое, кардинально меняя сцепление колёс с дорогой. Первые снегопады в России неспроста называют «днём жестянщика». Опытные автомобилисты знают, когда менять летнюю резину на зимнюю, не дожидаясь огромных очередей на шиномонтаж, накануне или сразу после погодных катаклизмов. Они из года в год рационально планируют эту операцию заблаговременно.

А вот что по этому поводу говорит государство, когда положено по закону переобувать резину в 2020 году? Попробуем разобраться в этом вопросе. Но сначала проясним, чем вызвана необходимость замены шин.

Зима – лето

Все производители автомобильных покрышек выпускают продукцию, предназначенную для использования в то или иное время года. Существуют три вида шин: летние, зимние и всесезонные. Они отличаются по рисунку и глубине протектора, наличию шипов, а главное — по химическому составу резины. Для шин, используемых зимой, применяется более мягкая резина, с тем, чтобы в мороз она меньше «дубела». При тёплой погоде она начинает быстро стираться, производители не рекомендуют её использовать, если температуре от 7-ми градусов выше ноля. Летняя резина более твёрдая, благодаря чему меньше стирается и лучше катится по дороге.

Зимой можно использовать резину нескольких типов:

  1. Шипованная. Впервые была разработана в 1933 году компанией Michelin. В большей части Европы она запрещена (т.к. портит дорожное покрытие). Используется в её северной части (в скандинавских странах) и России. Обеспечивает наилучшее сцепление (из всех типов шин) на льду и укатанном снегу.
  2. Ламелизированная или фрикционная. Автомобилисты называют её «липучкой». От шипованной отличается более мягкой резиной, а также глубиной канавок (ламелей) и их количеством. Из-за более высокого коэффициента трения, такие покрышки, как будто прилипают к дороге, от чего и получили своё название.
  3. Всесезоная. Это шина, имеющая характеристики, находящиеся в середине между покрышками, используемыми строго по сезону. Она зимой лучше, чем летняя, а летом, чем зимняя резина, но в сезон сильно уступает своим специализированным собратьям. Имеет очень низкий эксплуатационный ресурс (не более 70% от летних шин), в связи с тем, что большую часть времени работает в неоптимальных условиях.
  4. Расширенного диапазона эксплуатации. Эти шины способны работать в диапазоне температур от -15 до +50. При этом имеют достаточно большой эксплуатационный ресурс. Очень дорогие и потому достаточно редкие.

Законодательные нормы

Несмотря на важность сезонной смены резины для обеспечения безопасности движения, законодатель не может чётко регламентировать эту сферу. Связано это, в первую очередь, с наличием большого климатического разнообразия в нашей стране и невозможностью точно предсказывать погоду. Тем не менее, в данное время действует технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011, последняя редакция от 11.07.2016), обязательный на территории РФ, который регулирует некоторые аспекты сезонного использования автомобильных шин.

В приложении №8 (п.5) к этому нормативному акту указывается, что на территории Таможенного союза запрещено:

  1. Эксплуатировать ТС, не оснащённые зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль). При этом зимняя резина должна быть установлена на все (без исключения) колёса автомобиля.
  2. Использовать зимние шины с глубиной рисунка протектора менее 4 мм на обледеневшем и заснеженном дорожном покрытии.
  3. Использование шипованной резины в летний период (июнь, июль, август).

При этом отдельно указано, что сроки запрета (в сторону увеличения) могут меняться региональными властями.

Столь широкие границы определены в силу климатических различий и большого количества грузовых перевозок с севера на юг и обратно, в которых задействовано большое количество дальнобойщиков.

Использование всесезонки

Использование всесезонной резины в техническом регламенте Таможенного союза никак не отражено. Какие-либо законодательные барьеры на её использование в любые времена года отсутствуют. В странах Европы принято использовать резину такого типа в межсезонье (у тамошних водителей по 3 комплекта шин), а американцы в большинстве штатов вообще используют только всесезонку.

Плюсом всесезонной резины является отсутствие необходимости (и соответственно лишних затрат) по сезонной смене покрышек. Особенно это важно водителям, которым приходится часто ездить по разным климатическим зонам.

Но за возможность не менять резину приходится платить иначе. Это:

  1. Более быстрый износ. Ресурс покрышек такого типа составляет всего 60 — 70% от ресурса летних, более прочных.
  2. Больший расход топлива. Мягкая резина с более выраженным протектором создаёт сопротивление качению.
  3. Меньшая эффективность торможения. Летом хуже, чем у летней резины, а зимой чем у зимней.

Так сказать, проблемы универсализации. Как правило, водители легковых автомобилей с этим мириться не хотят и меняют резину по сезону, а вот грузовые перевозчики с удовольствием используют «демисезонные» покрышки.

Штрафы за нарушение правил использования сезонной резины

На данный момент Российские Правила дорожного движения (ПДД) не имеют полного соответствия с Техническим регламентом таможенного союза. Поэтому существует ситуация, когда нарушение есть, а наказания (штрафа) за него нет. Для устранения этого недочёта в Государственную Думу был внесён проект закона N 464241-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по обеспечению безопасности при эксплуатации транспортных средств). В нём, в частности, предлагалось ввести штраф в размере 2000 рублей за использование шин, не соответствующих техническому регламенту Таможенного союза. О чём много писали и говорили. Но законопроект не прошёл первое чтение.

За езду летом на шипованной резине, разрушающей дорожное покрытие, а главное, передвижение зимой на летней (что опасно не только для самого водителя, но и для окружающих) – на данный момент штрафа нет. И, скорее всего, в 2020 году штраф за использование резины не по сезону не появится. Пока единственной мотивацией для ленивых водителей, не меняющих зимнюю резину на летнюю является её быстрый износ, ведущий к экономическим потерям. Летняя эксплуатация сильно сокращает срок использования зимней резины. Плюс, дополнительно к этому:

  • повышенный расход топлива;
  • худшая управляемость;
  • плохое торможение на мокром асфальте;
  • повышенный шум от покрышек.
Читайте также:  Клеммы Wago Отзывы скручивания меди с алюминием

А главное, неодобрительное отношение окружающих.

Менять — так менять!

Да, зачастую автовладелец привык к тому, что правила, за несоблюдение которых нет наказания, не являются обязательными к исполнению. Тем не менее, в случае, когда надо менять зимнюю резину, он должен руководствоваться не только страхом наказания, но и здравым смыслом.

Закон (технический регламент) даёт лишь некие, причём формальные рамки:

  1. Календарная зима – нельзя использовать летнюю резину.
  2. Календарное лето – нельзя использовать шипованную резину.

Причём, если у водителя «липучка», закон позволяет ему кататься на ней и летом. Ведь асфальт при этом не разрушается, а что угробит за сезон дорогостоящие покрышки – это проблема автовладельца.

До какого числа можно ездить на зимней резине в 2020 году?

К какому числу водители обязаны «переобуться» на летнюю резину и что грозит тем, кто этого не сделает?

Скорое завершение зимнего времени начинает волновать тех водителей, кто не привык с первой оттепелью снимать зимние шины со своего автомобиля. Периодические заморозки и нестабильная погода, особенно в северных регионах страны, заставляет многих автомобилистов ездить на зимней резине что называется «до упора». До какого числа по закону водитель обязан сменить зимнюю резину на летнюю и какие санкции грозят тем водителям, кто этого не сделает?

На горячую линию к нашим автоюристам регулярно поступают вопросы, связанные с эксплуатацией зимних и летних шин, а также правовой базой, их регулирующей. Вот некоторые из них:

Вопрос 1. Добрый день! До какого числа или месяца водитель обязан сменить зимние шины на летние и что ему грозит, если он будет продолжать ездить на зимней резине?

Вопрос 2. Могу ли и я ездить на «шипах» весной? У нас иногда бывают заморозки, а езжу по ночам – не хочется рисковать. Есть ли санкции за несвоевременную смену зимней резины?

Вопрос 3. Слышал, что водителей будут наказывать за использование зимней резины в летнее время, в частности — шипованной. Так ли это? До какого числа можно ездить на зимней резине и какова сумма штрафа, если я не успею ее сменить?

Закон: когда зимнюю резину меняют на летнюю

Подобные вопросы вызваны долгое время осаждавшимися новостями осенью прошлого года о, якобы, законодательном установлении периода использования зимней и летней резины.

И действительно – правки были внесены в новой редакции технического регламента Таможенного союза. Полное наименование документа вы можете видеть ниже.

Именно в нем были прописаны конкретные сроки использования зимних и летних шин, закрепленные в разделе 5. Выдержка из Регламента приводится ниже.

Как видим, периодом эксплуатации зимней резины является зимнее время – то есть декабрь, январь и февраль, а зимние шины с шипами запрещены к использованию в летнее время – то есть с июня по август включительно.

Таким образом, ездить на зимней резине с шипами можно до 31 мая 2020 года.

Но Технический Регламент – это не закон, на него нет отсылок ни в КоАП РФ, ни в ПДД, поэтому вопрос об ответственности за нарушение его положений является весьма спорным.

Ответственность за езду на зимней резине

Если раньше любимым приемом ГИБДД был штраф за отсутствие знака «Шипы», то с его отменой методов проверки комплектности шин у полицейских поубавилось.

Однако сотрудники ГИБДД все еще продолжают контролировать колеса участников дорожного движения, сверяя высоту протектора для ее сравнения с допустимой.

Требования к остаточной глубине протектора установлены в «Перечне неисправностей…», разделе 5 и этот же раздел дублирует положения регламента Таможенного союза. В нем же, кстати, есть и единственная из всех нормативных актов ссылка на Регламент – в части источника наименования транспортных средств по категориям.

Если же глубина протектора будет менее достаточной, полицейские вправе выписать штраф по части 1 ст. 12.5 КоАП РФ в размере 500 рублей или же ограничиться предупреждением.

Однако если ГИБДД все же решились оформить такой материал, следует учитывать:

  • Измерение глубины протектора должно осуществляться сертифицированным прибором, а не обычной линейкой;
  • Документы на измерительный прибор с подтверждением его поверки сотрудник ГИБДД должен показать водителю и сделать о них отметку в протоколе.

На практике же ДПС крайне редко придираются к «не той» резине, исключая разные по размерности и рисунку протектора шины, что напрямую создает угрозу безопасности дорожного движения.

Будут ли ужесточать наказание за езду на летней резине?

Долгое время идут дебаты и споры с предложениями об ужесточении норм ответственности за езду на летней резине. В основном все споры касаются «шиповки», на что выдвигаются самые различные доводы:

  • Езда на шипованной резине летом небезопасна, поскольку увеличивает тормозной путь;
  • Использование «шипов» летом приводит к повреждению дорожного покрытия.

Все эти доводы так и не были реализованы в формат законопроекта, поэтому водители пока что могут не опасаться санкций за езду на зимней резине, даже если они не смогли или забыли ее «переобуть» ближе к лету.

Читайте также:  Пленка камуфляж на авто особенности, виды, как оклеить самому

Но все же сменить резину сообразно сезону рекомендуется, так как:

  • «Шиповка» летом стирается практически мгновенно и будет непригодна для следующего сезона;
  • Управляемость автомобиля по сухому асфальту с шипами гораздо хуже.

Поэтому смена резины согласно сезону вопрос не сколько юридический, сколько технический, завязанный на безопасности и комфорте.

Нужна помощь юриста? Заполните форму ниже!

Правила замены зимней резины на летнюю в 2020 году

В целях безопасности российским автомобилистам необходимо 2 раза в год менять резину на своем автомобиле, перед непосредственным приходом зимы ставя зимние покрышки, а сразу после таяния льдов и снега – летние. Ведь несвоевременная замена шин может сказаться на управляемости авто и безопасности пассажиров.

Многие также считают, что есть регламентированные законодательством сроки замены и штрафы за их несоблюдение. На самом же деле, нормативное положение о сроках есть, а вот действующее административное законодательство в 2020 году никак не наказывает водителей, вовремя не позаботившихся о “переобувке” машины.

Нормативная база

Правовое регулирование в сфере установки и использования на транспортных средствах шин в летний период осуществляется следующими законодательными актами:

  • Техрегламент ТР ТС 018/2011 – в части сроков замены зимних шин.
  • Приложение 1 к Постановлению Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – о том, каким критериям должны удовлетворять покрышки, чтобы владелец автомобиля успешно прошел техосмотр.
  • Раздел 5 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”, содержащимся в Постановлении Правительства № 1090 от 23-го октября 1993-го года – о том, при несоответствии резины каким параметрам запрещается эксплуатировать машину.
  • Глава 12 КоАП – об ответственности за несоблюдение законодательства об использовании шин.

Когда по закону нужно установить летнюю резину?

В 2020 году на основании п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011, нельзя ездить на машине, на которой стоят покрышки с шипами, в летние месяцы:

  • июнь;
  • июль;
  • август.

Получается, если зимой автовладелец ездит на шипованных покрышках, то замену ему нужно осуществить (по закону) до 1 июня 2020 года. Если этого не сделать, закон будет считаться нарушенным.

  • декабре;
  • январе;
  • и феврале.

Как видим, осуществлять замену ошипованных шин на летние до 1 марта запрещено – это будет нарушением закона.

Требования к летней резине в 2020 году

Требования к летней резине в 2020 году представлены в Разделе 5 Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011:

  • на автомобиле должны стоять шины, рекомендованные заводом-изготовителем;
  • размерность покрышек должна соответствовать колесному диску;
  • по категории скорости и индексу несущей способности резина должна соответствовать максимальной скорости ТС согласно техдокументации и допустимой массе, приходящейся на 1 покрышку (например, маркировка 82H будет означать, что шину можно установить на авто с макс. скоростью до 210 км/ч и в случае, если на нее не будет приходиться нагрузка более 475 кг);
  • высота протектора у летней резины должна быть более 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовых с массой до 3500 кг и прицепов до 3500 кг), 2 мм – для автобусов, 0,8 мм – для мототранспортных средств, 1 мм – для всех остальных (грузовиков и прицепов более 3500 кг);
  • повреждения шин не допускаются (различные пробои, сквозные и несквозные порезы), обнажающие корд, расслоения каркаса, боковины, герметизирующего слоя.

Езда на всесезонной резине в летний сезон

“Всесезонка” – это резина, которая предназначена для эксплуатации в любое время года – как зимой, так и летом.

Данные виды покрышек не оборудуются шипами противоскольжения, а значит, на них по вполне законным основаниям можно ездить летом (ведь в летние месяцы запрещено управлять только ТС, на котором стоит ошипованная резина).

Тем не менее, в жаркое время года в России использовать всесезонный вид покрышек все же не рекомендуется, так как они предназначены для стран с мягким климатом – где нет значительных разниц в температуре воздуха между сезонами года. Лучше все же съездить на шиномонтаж и установить стандартные летние шины.

Езда на “липучке” в летние месяцы года

“Липучками” (фрикционными шинами) в среде автомобилистов называют зимние покрышки, не оборудованные шипами.

В соответствии с Техрегламентом ТР ТС 018/2011, на такой резине можно ездить хоть круглый год. Ведь летом запрещены шины с шипами, а “липучка” их не имеет. Равно, как можно ездить и зимой, ведь она является зимней и имеет соответствующую маркировку (M S, M & S, M + S).

Однако, как и всесезонные шины, “липучки” крайне не рекомендовано использовать в жаркое время года, в первую очередь – из-за “мягкости” состава резиновой смеси, применяемой при их изготовлении. В противном случае, возможны следующие последствия:

  • потеря управляемости;
  • увеличение тормозного пути;
  • ускорение износа покрышек;
  • повышение расхода топлива.

Езда в летний период на резине, оборудованной шипами

В п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 четко указано – нельзя управлять машиной летом (июнь, июль, август), на которой установлена резина, имеющая шипы противоскольжения.

Получается, что такие покрышки допускается эксплуатировать 9 месяцев в году – всю осень, зиму и весну. Крайний срок, отведенный автомобилистам для того, чтобы убрать зимние ошипованные колеса с машины в 2020-м году – это 31 мая.

Тем не менее, указанной даты ждать не стоит. Рекомендуется производить смену шин с шипами на летнюю, “всесезонку” или “липучку” тогда, когда среднесуточная температура в течение нескольких дней будет составлять от плюс 5 до 7 градусов по Цельсию и только после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с автомобильных дорог.

Замена зимней резины на летнюю для грузовиков

Совсем недавно владельцы грузовых машин обязаны были менять покрышки в те же сроки, что и собственники “легковушек”, мотоциклов, автобусов и др.

Читайте также:  Покраска двигателя и клапанной крышки своими руками выбор краски и этапы работ

То есть, при езде зимой на ошипованной резине, нужно было поменять ее на летнюю до 31 мая (или раньше). А при наличии “липучки” можно было ездить на ней хоть круглый год, вообще не меняя.

Но с 11-го ноября 2018-го года вступили в силу поправки в Техрегламент ТР ТС 018/2011, которые разрешили владельцам всех категорий машин, кроме M1 и N1, ездить зимой на вообще любой резине:

  • всесезонной;
  • “липучке”;
  • летней;
  • зимней.

Получается, что собственникам грузовиков категорий N2 (от 3500 до 12000 кг) и N3 (свыше 12000 кг) можно просто купить летние покрышки и ездить на них весь год, не “переобуваясь”. А вот тем, у кого машина класса N1 (грузовики до 3500 кг), на зиму все так же нужно ставить резину, предназначенную специально для эксплуатации на заснеженном или обледеневшем покрытии.

Насчет лета запрет остался неизменным для всех – то есть если у владельца грузовика есть шины с шипами, то их нужно снять до 31 мая – ездить летом на таких покрышках запрещено. Вновь одеть ошипованную резину можно будет 1 сентября. На всех остальных видах шин собственники N1, N2 и N3 могут ездить в июне, июле и августе без каких-либо ограничений.

Существующие штрафы за неправильную эксплуатацию автомобильных покрышек в 2020-м году

В 2020-м году в Главе 12 КоАП, регламентирующей ответственность автомобилистов за нарушение ПДД, отсутствуют какие-либо указания на санкции за несоблюдение требований Техрегламента ТР ТС 018/2011.

А поскольку только в нем содержится упоминание о сроках замены резины, то и штрафы за несвоевременную замену зимней резины на летнюю в 2020 году в настоящее время назначены быть не могут.

И все же, у сотрудников ГИБДД есть возможность наказать водителя денежным взысканием. Но только за несоответствие резины требованиям, которые указаны в Разделе 5 “Перечня неисправностей и условий” к ПДД. Санкции при этом наступят по ч. 1 ст. 12.5. КоАП:

  • предупреждение;
  • или денежный штраф 500 рублей.

Например, вышеуказанной ответственности стоит ждать, если покрышка:

  • имеет высоту протектора ниже установленных значений;
  • обладает пробоями, порезами, расслоениями каркаса;
  • не соответствует по индексу скорости и массе модели транспортного средства.

Кроме этого, предупреждение или 500 рублей будут и в случае, если на одну ось ТС (переднюю или заднюю) будет слева и справа установлена разная резина. Например, слева спереди стоит летняя резина, а спереди справа – зимняя. Или одна шина – новая, а другая – восстановленная.

Также штраф ГИБДД будет за установку на ТС одновременно и ошипованных, и неошипованных шин (вне зависимости от оси). Например, на 3-х колесах стоят покрышки без шипов, а на оставшемся – с таковыми.

Вот и получается, что если ездить летом на одинаковой шипованной резине, то никакого штрафа нет. А если взять и, например, поставить в жаркое время года покрышки с шипами, но разных размеров на одну ось – то водителя ожидают санкции по ч. 1 ст. 12.5. КоАП.

Если запасная шина отличается от уже установленных на ТС

В каждом автомобиле есть запасное колесо, которое потребуется в случае, если одна из покрышек была проколота, и нужно доехать до ближайшего шиномонтажа, не прибегая к помощи эвакуатора.

В п. 5.7.4. Техрегламента ТР ТС 018/2011 сказано, что на одну ось нельзя ставить разные шины (зимние и незимние, например). Однако требования указанного пункта не применяются в случае временной установки на ТС запасного колеса.

При этом важно, на зимней ли резине или на летней “запаска” (так как примечание к п. 5.7.4. распространяется только на этот пункт). То есть “сезонность” должна соответствовать. Например, нельзя ставить летом запасное колесо, если оно (теоретически) с шипами противоскольжения (но штрафа за это не будет).

В п. 5.5. “Перечня неисправностей и условий”, где содержится аналогичная норма про недопустимость установки разных покрышек на одну ось, такого примечания о “запаске”, как в Техрегламенте ТР ТС 018/2011, нет. Поэтому так и остается неясным – смогут ли или нет водителя привлечь по ч. 1 ст. 12.5. КоАП именно за временное применение запасного колеса, отличного по размеру или другим характеристикам от уже установленных на ТС (за несезонность “запаски”, как мы уже указали, штрафов нет).

Нюансы

  • если приехать на техосмотр на зимней ошипованной резине летом, то ничего не будет (так как в Приложении 1 к Постановлению № 1008 нет указаний о том, что шины проверяются на их соответствие сезону);
  • на какой именно срок допускается ставить “запаску”, неясно (представляется, что только в целях следования к месту постоянной стоянки и / или ремонта);
  • проект закона о штрафах за использование покрышек не по сезону все же был (№ 464241-6), но его так и не приняли (согласно нему, предлагалось внести в ст. 12.5. новую часть 3.2., по которой автомобилистов штрафовали бы на 2000 рублей за нарушение правил эксплуатации колес и шин).
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector