Ставропольским водителям объяснили, из чего складывается цена литра бензина

Из чего складывается цена на бензин МОСТОПЛИВО

На протяжении многих лет обсуждению стоимости различных марок бензина уделяется особое внимание. Эта тема актуальна практически для всех государств мира. Россия в этом плане исключения не составляет. Проживающие на ее территории граждане вынуждены мириться с дороговизной отечественного моторного топлива, опережающего по данному показателю более дешевые американские аналоги. И это несмотря на то, что США продолжают удерживать лидирующую позицию в сфере импорта нефти.

Причины низкой стоимости топлива, реализуемого за границей.

Статус крупнейшего импортера нефти не может не сказываться на стоимости горючего, реализуемого в пределах США. Несмотря на это, купить бензин в Москве по более низким ценам автолюбителям не удастся. Оплата равнозначных объемов топлива американцам обходится на 20% дешевле. Парадоксальность сложившейся ситуации объясняется несколькими причинами, одна из которых связана с привязкой НДПИ к ценам на нефть. С точки зрения Игоря Чеснокова увеличение стоимости нефтепродуктов может быть возведено в разряд констант вследствие особенностей налогообложения. По словам начальника аналитического отдела ИА «Интегрум», в ходе изучения бензин прайс следует учитывать, что свыше 50% стоимости топлива призваны покрыть различные отчисления и сборы.

Эксперты сходятся во мнении, что существенное удешевление бензина может наблюдаться лишь в случае облегчения возложенного на нефтяников налогового бремени. При таком подходе цена реализуемого в России горючего сравнялась бы с ценой продаваемого в США бензина, в стоимость которого включена доставка топлива. Для работающих на территории США заправок объем налоговой составляющей в структуре стоимости бензина ограничивается 11%.

Ситуация усугубляется тяжелым состоянием российских НПЗ и неравномерностью их распределения по регионам. Не следует сбрасывать со счетов и нехватку финансирования, необходимого для разработки новых месторождений. Свою лепту вносит и увеличение количества автомобилей, колесящих по российским дорогам, при одновременном сохранении потребностей внешнего рынка.

Для отечественного топливного бизнеса характерен дополнительный специфический аспект. Объем занятой ВИНК (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями) ниши нефтепродуктов на оптовом рынке превысил отметку в 95%. Что касается розничных сетей, доля крупных игроков измеряется 40%. Остаток приходится на мелких участников. При этом наблюдается завышение оптовых цен на нефтепродукты со стороны «винков» и занижение розничных показателей. Покупка бензина по высоким ценам мелким реализаторам невыгодна. Угнаться за низкими розничными ценниками топлива, реализуемого НК в пределах принадлежащих им АЗС, они не в состоянии. «Винки» не сбрасывают со счетов довольно внушительную сумму розничной и оптовой «дельты», достигающую 18,6%. Благодаря данному обстоятельству собственная розница демонстрирует хорошие показатели доходности.

Специалисты Московской топливной ассоциации подсчитали, что доля себестоимости сырья в литре бензина измеряется 6,04%, в то время как в США стоимость добытой нефти составляет 73% от общей цены горючего. Переработке отведены скромные 6%. Налоги «съедают» 11%. Чуть меньше (10%) уходит на маркетинг и дистрибуцию.

Разброс расценок

По состоянию на октябрь 2009 года средняя цена за галлон (примерно 4,5 л) топлива в США составляла $2,5. Вследствие этого американские водители имели возможность заправлять авто приблизительно по 16 рублей за литр. В этот же период приобретение аналогичного объема топлива обходилось россиянам в 22,5 рубля.

Как формируется стоимость бензина в России, и кто виноват в росте цен на самом деле

С начала года в России бензин по данным Росстата подорожал на 5.3 процентных пункта. Происходит это главным образом из-за подорожания нефти, которая теперь стоит порядка 77.3 долларов за баррель, вместо 47.9. Однако, если разобраться в цене на бензин, то станет очевидно, что от цены нефти здесь мало что на самом деле зависит. Самая большая часть ценообразования – это акцизы и налоги, которые взымает государство.

Читайте также:  Давление в шинах квадроцикла и выбор резины

Например, в мае 2018 года в цене бензина АИ-92 налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) занимал 38.1 процент стоимости. На акцизы в цене приходилось 19.1 процента. На НДС и прочие налоги еще 16.54 процента стоимости. Если все посчитать, то получится, что 73.8% цены бензина водитель, по сути, платит не перерабатывающей компании и АЗС, а государству.

Для перекрытия себестоимости нефти от стоимости берется только 8.26 процентов, за транспортировку, переработку, хранение и отвалку – 10.36 процентов, а за содержание АЗС – 7.37 процентов. Таким образом, цена на горючее фактически не зависит от нефтяных компаний. Она напрямую регулируется государственной налоговой политикой.

Секрет в том, что формула расчёта стоимости не бензин включает в себя такие параметры, как курс доллара и котировки на нефтяных рынках. При этом в российских реалиях между курсом доллара и нефтяными котировками прямая взаимосвязь – чем дешевле нефть, тем слабее рубль.

Иронично, что нефть при этом перерабатывается в России, а значит, расчёт ведется все-таки в рублях. Несмотря на это, при каждом падении цен на ресурсы власти сразу же повышают акцизы на топливо. Делается это с одной простой целью – компенсировать недостающие доходы за счет подорожания топлива.

Но почему же цена на бензин растет, когда дорожает нефть? Здесь все еще проще. Так как торговать нефтью становиться выгодно, компании стремятся продать ее как можно больше, сокращая тем самым запасы для внутреннего потребления и закономерным образом повышая тем самым их цену.

Пока же российские власти объявили крайний срок, до которого будут удерживать текущие цены на топливо, как после этого изменится стоимость бензина — не известно, но скорее всего снова выростет.

Себестоимость бензина

На автозаправках продают топливо, которое стоит в несколько раз больше, чем стоимость исходного сырья. Каждый владелец транспортного средства, при новом подорожании задумывается о том, какова себестоимость бензина на самом деле. Это связано с тем, что цена топлива не сопоставима с доходом среднестатистической российской семьи.

Из чего складывается себестоимость бензина

Бензин любой марки производят из нефти. Чтобы получить черное золото, нужно найти и разработать месторождение. Доставить на переработку, где произведут бензин. Транспортировать топливо на автозаправку. После чего, автомобилист сможет купить топливо и заправить автомобиль. Каждый участник процесса должен заплатить налог и акциз.

Ценообразование себестоимости 1 литра бензина складывается из совокупности затрат всех участников производства:

  • себестоимость затрат добычи нефти;
  • транспортные расходы на доставку;
  • стоимость переработки нефти;
  • расходы на розницу;
  • налог на прибыль;
  • акцизный сбор;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог недропользователей;
  • совокупная прибыль каждого участника.

Самый сложный — процесс разработки месторождения и добычи черного золота. Правильно организованные процессы переработки и доставки не представляют технических сложностей. Остальное в стоимости топлива — разного вида налоги.

Разведка, добыча нефти

Процесс добычи нефти начинается с геологической разведки местности. Применяются современные технологии анализа местности, аэрофотосъемка, сейсмическая разведка. Проверяют глубину залегания, анализируют структуру почвы. Проводят различного рода экспертизы. Для этого требуются значительные инвестиции.

Читайте также:  Замена сальника хвостовика заднего моста уаз

Установка буровой и бурение скважины, даже на небольшую глубину, потребует затрат на сумму более 1,5 млрд рублей. В случае незначительной ошибки убытки оказываются велики. Чтобы проект окупился необходимо понимать объемы месторождения и его доступность для разработки.

На первом этапе используют проверочные скважины для выемки проб, которые отправляют на экспертизу. До применения георазведки примерно 70 % предварительных скважин приходилось запечатывать. Технологии ускоряют процесс и минимизируют расходы добывающих компаний.

Буровые установки находятся в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в южном регионе, которым требуется рабочий персонал. Затраты на обслуживание буровой установки и оплаты труда персонала окупаются быстро. Единожды разработанное месторождение позволяет качать качественную нефть долгие годы. В России, себестоимость добычи в стоимости 1 литра бензина составляет около 10 %.

Транспортировка

Прибыльная работа разработанных месторождений по территории всей страны невозможна без транспортировки продукта к месту переработки. До того как сырую нефть транспортируют к месту переработки, она поступает в сепараторы, которые обеспечивают ее очистку от примесей и газов.

Транспорт обеспечивает регулярность поставок, которые не зависят от погодных условий. Осуществляют транспортировку несколькими способами:

  • железнодорожный, в цистернах;
  • автомобильный, в цистернах;
  • водный, в танкерах;
  • трубопроводный.

Какова будет себестоимость бензина зависит от вида транспортировки. Автомобильные перевозки имеют высокую себестоимость, несмотря на широкую сеть дорог по стране. Грузоподъемность автомобильной цистерны имеет ограничения. Поэтому целесообразно их применение только для коротких расстояний.

Морские перевозки имеют ограничения по месту расположения скважины. Они применимы для месторождений, находящихся на море. Некоторые маршруты доступны только в летний период.

Железнодорожный транспорт применим на разные расстояния и не зависит от погодных условий. Чем больше вагонных цистерн будет в составе, тем ниже себестоимость перевозки.

Самая низкая себестоимость транспортировки — по трубопроводу. Таким способом перекачивают до 90 % объема добываемой нефти от буровой на перерабатывающие предприятия.

В сумму входит много факторов, влияющих на цену, в том числе зарплата водителей, топливо для транспортировки.

Затраты на транспортировку занимают 1,2 % в стоимости литра топлива.

Переработка

Технологический процесс переработки заключается в разделении на фракции. В результате получают готовый продукт:

  • керосин;
  • дизель;
  • бензин;
  • моторные масла;
  • битум;
  • сжиженные газы;
  • мазут;
  • различные вещества и химические соединения.

В зависимости от технологии перерабатывающий завод может давать от 5 до 40 производных нефтепродуктов, которые применяются в промышленности, для производства пластика и тканей.

Производство и переработка нефтепродуктов в себестоимость литра бензина ложатся в размере 6 %.

Готовая продукция отправляется на хранение или на продажу оптом. Перерабатывающие предприятия либо подрядные организации обеспечивают транспортировку. С оптовых баз поступает в розничную торговлю.

Расходы на розницу

Розничную торговлю бензина осуществляют через заправочные станции. Для постройки АЗС необходимо найти место, разработать проект, получить разрешения на строительство. Построить заправочную станцию в соответствии со всеми стандартами безопасности, подвести дороги. Организовать работу и нанять персонал, которому нужно платить заработную плату и социальные выплаты.

Теперь можно продавать топливо в розницу автомобилистам. Затраты на розницу в себестоимости топлива находятся на уровне 11 %.

Совокупная прибыль

Этот термин означает общую сумму прибыли, которую получат все участники цепочки производства бензина:

  • разведка месторождений и добыча нефти;
  • транспортировка;
  • переработка на НПЗ;
  • реализация на АЗС.
Читайте также:  Шевроле нива аудиоподготовка где провода

Каждое предприятие закладывает в конечную стоимость своего продукта прибыль, которая необходима для развития и модернизации. Прибыль является важным показателем эффективной работы каждого предприятия занятого в процессе изготовления бензина.

Эти совокупные затраты в себестоимости литра российского бензина занимают около 23,3 %.

Если разбить совокупную прибыль на четырех известных участников, то выходит, что каждый из них получит чистую прибыль 5-6 %.

Налоги на бензин

Наибольшую часть в цене бензина занимает налог взимаемый государством. Эта часть состоит из нескольких:

  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере — 16,9 %.
  • Ставка акцизов на нефтепродукты — 12 %.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере — 15,3 %.
  • Налоги на прибыль, которые берут с оплаты труда и других — 4,8 %.

Эти налоги оплачивают добывающие и перерабатывающие предприятия. Соответственно они заложены в цене для конечного потребителя. Проценты указанных налогов ориентировочны, поскольку их соотношение и розничная цена бензина не является постоянной величиной и меняется по нескольку раз в год.

Общий процент налоговой нагрузки в стоимости составляет около 49 %.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:

  1. Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
  2. Совокупная прибыль = 23,3 %.
  3. Общий процент налогов = 49 %.

Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.

В рублевом выражении получаем:

  1. Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
  2. Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
  3. Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.

Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:

41,53 – 20,35 = 21,18 рубля

В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:

41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля

За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.

Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:

6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля

В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.

В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector