Тахографы - Требования, использование, обслуживание и контроль ТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ

Тахограф на автомобиль

Действующие нормативы предписывают устанавливать тахограф на автомобиль, если машина используется при перевозке грузов или пассажиров. При этом бортовой контрольный прибор должен соответствовать нормативам, действующим в РФ, а его установка должны выполняться в специализированной мастерской.

Законодательное регулирование всех аспектов, связанных с установкой и использованием тахографов, касается в первую очередь автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках — грузовых либо пассажирских. Оснащать контрольным устройством машину, которая находится в частной собственности, тоже можно — но на добровольной основе по личной инициативе владельца.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф?

Обязательное оснащение автомобилей тахографами, законодательно закрепленное в последние несколько лет в РФ, призвано улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах. Такие приборы фиксируют время, проведенное водителем за рулем, во избежание излишней усталости при работе без отдыха. До внедрения цифровых самописцев переработки (превышение рекомендованного непрерывного времени вождения) были распространены повсеместно, и в результате переутомления водители чаще попадали в ДТП.

Чтобы снизить аварийность, и получить эффективный инструмент для контроля рабочего режима, были приняты постановления об обязательном оснащении тахографами автомобилей из категорий:

  • N2 и N3 — грузовиков, в том числе перевозящих опасные грузы.
  • М2 и М3 — автобусов и микроавтобусов, оборудованных для перевозки пассажиров (в салоне должно быть 8 и более посадочных мест, исключая место водителя).

К первой группе также относятся самосвалы и краны-манипуляторы на грузовых шасси. Ранее некоторые транспортные средства такого типа попадали в список исключений, но сегодня оснащать их бортовыми самописцами нужно обязательно.

В отношении автобусов требования к оснащению тахографами тоже ужесточались постепенно. Действовавшие ранее приказы Минтранса Российской Федерации № 36 и № 273 (оба были приняты в 2013 году) исключали из перечня ТС для обязательной установки самописцев городские и пригородные маршруты.

Приказ № 227 от 26 июля 2017 внес изменения в эти нормативы. Потому с 1 июля 2018 года цифровые контрольные приборы должны стоять на всех пригородных автобусах. С 1.07.2019 обязательно нужно оснащать самописцами автобусы и микроавтобусы на городских маршрутах. Это требование касается не только рейсовых транспортных средств, но и техники, перевозящей пассажиров по заказу или использующейся для решения собственных задач предприятия (например, доставки рабочих).

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Срок установки тахографов

На какие автомобили тахограф не ставят?

В действующих нормативах есть список исключений. Если транспортные средства из указанных выше категорий (т.е. грузовики, автобусы и микроавтобусы) попадают в этот список, то устанавливать бортовой самописец на них не обязательно. Это касается в первую очередь ТС, принадлежащих государственным службам:

  • МВД.
  • ФСИН.
  • ФСБ.
  • МЧС.
  • Скорой Помощи.

Не нужно обрадовать контрольными приборами технику, принадлежащую Вооруженным Силам и Росгвардии. Требования об обязательной установке тахографа на автомобили не распространяется также на спецтехнику: бетононасосы, автокраны, передвижные лаборатории, трактора и т.д.

Кроме того, в список исключений попала вся техника, которая не эксплуатируется на дорогах общего пользования — спортивные автомобили, машины, применяемые при обучении вождению на полигонах либо площадках и т.д.

Нужен ли тахограф на личный автомобиль?

Устанавливать тахографы закон обязывает только индивидуальных предпринимателей и юридические лица — в том случае, если машина используется в коммерческой деятельности. На транспорт, который находится в личной собственности, требование об обязательной установке цифровых контрольных приборов не распространяется.

Здесь есть важный нюанс:

  • Если вы используете грузовик или автобус в личных целях (т.е. не для получения прибыли), то самописец на него не ставится (делать это можно, но по личной инициативе).
  • При этом у сотрудников контролирующих органов (ДПС или Ространснадзора) могут возникнуть подозрения о коммерческом характере вашей деятельности. В этом случае вам придется предъявлять доказательства, что перевозка не предполагает получения прибыли.

Если же проверяющие усмотрят признаки нарушения действующего законодательства то вам будет грозить сразу два наказания: за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и за эксплуатацию ТС без тахографа.

Обратите внимание! Если автомобиль находится в частной собственности, но управляет им предприниматель (например, при аренде техники), то установка тахографа и его использование при выполнении коммерческих рейсов будут обязательными.

Нормы работы водителя грузового автомобиля по тахографу

Тахограф, установленный на грузовом автомобиле, фиксирует все виды деятельности, которыми занимается водитель в ходе рабочей смены. Для этого в гнездо прибора устанавливается индивидуальная тахокарта, которая идентифицирует водителя и служит носителем для данных, фиксируемых прибором.

Смена режимов на тахографе («отдых» или «работа») чаще всего происходит полуавтоматически. Это значит, что водитель может сам выбирать нужный режим, но если на грузовике будет включено зажигание, то прибор автоматически будет засчитываться все время в качестве рабочего.

Временные промежутки, которые регистрируются самописцем, включают время непосредственного вождения, подготовку ТС к рейсу, обслуживающие работы (заправка, ремонт), операции с грузом и т.д. Также на тахографе фиксируются вынужденные простои — они не включаются во время отдыха водителя.

При выполнении коммерческого рейса водитель должен придерживаться таких норм:

  • Общее время вождения — не более 9 часов в день (до 10 часов не чаще 2 раз в неделю, до 8 часов – при работе в сложных условиях и гористой местности). Суммарно в неделю можно работать не более 56 часов, за 2 недели этот срок не должен превышать 90 часов.
  • Общая продолжительность рабочего времени (вождение + другие работы) — до 13 часов в день (до 15 часов не чаще 3 раз в неделю).
  • Максимальное время вождения без перерыва должно составлять 4 часа. После этого обязателен перерыв не короче 15 минут. Время перерыва на обед составляет от 30 минут. Если рабочий день водителя превышает 8 часов, то ему может быть предоставлено 2 перерыва суммарной длительностью до 2 часов
  • Выполнение других работ (заправка обслуживание, погрузка) на перерыве не допускается. Все это время на тахографе должен быть установлен режим «отдых».
  • Продолжительность непрерывного отдыха в рейсе составляет 11 либо 9 часов в сутки. Суммарно в неделю должно получаться не менее 45 часов (в ряде случаев допускается сокращение суммарного времени непрерывного отдыха до 36 либо 24 ч).

Соблюдение этих норм контролируется сотрудниками ДПС или Ространснадзора при проверке показаний тахографа на машине. Обнаруженное нарушение с высокой вероятностью станет причиной для штрафа (для водителя – до 3 тысяч рублей).

Кто должен устанавливать тахографы на автомобиль?

Оснащение автомобилей бортовыми самопишущими устройствами связано со значительными расходами. Сюда включают и стоимость самого прибора, и стоимость услуг по его установке и настройке. Желая хоть немного сэкономить, многие интересуются, можно ли установить прибор на автомобиль самостоятельно.

Увы, такой возможности нет. Причины следующие:

  • Тахографы, используемые в РФ, оснащаются блоком криптозащиты информации — СКЗИ/НКМ. Это устройство относится к категории криптографического оборудования, и работать с ним могут только организации, имеющие соответствующую лицензию ФСБ РФ.
  • При установке тахографа необходимо провести активацию модуля СКЗИ. Для этого используется автоматизированное рабочее место (АРМ), которое связывается с серверами ФБУ «Роставтотранс» по защищенному каналу, передает запрос на активацию и получает электронный цифровой ключ. Получить цифровую подпись для активации криптографического модуля тахографа иным способом невозможно.
  • Если тахограф будет подключен вне специализированной мастерской, то гарантия от производителя станет недействительной. Учитывая достаточно высокую цену устройств, такое развитие событие нежелательно.

Кроме того, монтаж прибора может потребовать выполнения трудоемких операций – замены датчиков скорости, подключения к бортовой сети с установкой предохранителей и т.д. Сделать это в кустарных условиях на нужном уровне качества практически невозможно.

От чего зависит стоимость тахографа на грузовой автомобиль?

Сократить расходы на оснащение машины самописцем за счет самостоятельного монтажа не получится. Поэтому владельцам ТС или руководителям транспортных компаний стоит заранее рассчитать нужные расходы.

Стоимость установки тахографа на грузовик включает:

  • Цену самого устройства. Она зависит от модели прибора и его функционала, а также от типа самописца (цены на тахографы ЕСТР и СКЗИ отличаются).
  • Цену комплектующих — короба или кронштейнов, установочного комплекта, внешних антенн, крепежа и т.д.
  • Стоимость услуг по активации криптографического модуля (для приборов с СКЗИ).
  • Стоимость услуг по установке, настройке и калибровке прибора.
Читайте также:  Почему окисляются клеммы на аккумуляторе

Последний пункт определяется компанией, которая будет производить монтаж, на основе оценки трудоемкости процедуры.

Установив тахограф на автомобиль в сертифицированной мастерской, соблюдая правила его использования и придерживаясь норм рабочего времени, вы будете застрахованы от претензий со стороны контрольных органов. При этом соблюдение рабочего режима позволит избежать переутомления и снизит риск попадания в аварию.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы: нормы права РФ

В 2019 году были приняты специальные правила и требования, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы в РФ. Это Приказ Минтранса №36. Такие приборы обязательно должны соответствовать установленному образцу.

Что такое тахограф и для чего он нужен

Тахограф – это электронный прибор установленного образца, включенный в перечень разрешенных законных автомобильных устройств и содержащий ленту бумаги, на которой написана линия, обозначающая движение грузовика.

Когда грузовик движется, линия рисуется. Когда грузовик останавливается, линия перестает рисоваться, но диск продолжает вращаться. Цифровые тахографы были разработаны, чтобы минимизировать эту проблему.

На нарисованной линии тахограф показывает, как долго и как быстро ехал грузовик. Отсутствие отметок за то, что грузовик простаивал, является доказательством того, что доставка была прекращена. Если грузовик попал в аварию, отметка также появится. С помощью микроскопа линия, сделанная ручкой, может быть исследована на предмет прыжков, сделанных, когда грузовик попал в аварию.

Тахографы могут быть подделаны. Водители могут заблокировать ручку от записи, даже когда грузовик движется, или отметить линию, чтобы показать, что они ехали, когда грузовик остановился. Еще один метод, который не требует подделки, — это если бы водитель просто «забыл» вставить бумажный диск в прибор перед поездкой. Второй тахограф можно даже прикрепить к той же машине, чтобы у другого водителя было доказательство того, что он не сделал этого.

Были разработаны цифровые тахографы, которые с меньшей вероятностью могут быть подделаны, чем те, которые используют бумажные диски. Эти приборы отображают время и расстояние, пройденное грузовиком, в цифровом виде. Информация, собранная во время поездки, хранится на смарт-картах, которые передаются в качестве доказательства работы. Информация цифрового тахографа часто зашифровывается.

В местах, где перерывы в работе водителя являются обязательными, тахограф доказывает данный факт. Диски также могут быть использованы в качестве доказательства в претензиях за неоплачиваемую работу или, когда работодатель подтолкнул своих сотрудников к работе за необоснованные пределы.

Тахограф также может служить источником ценных данных для компании. Сбор данных со всех тахографов может многое показать о том, как часто соблюдаются политики компании. Они также могут показать схемы работы и то, насколько хорошо работники смогли достичь поставленных целей.

Законодательная база

Для применения тахографа снятия показаний обращаются к следующим источникам права:

  1. Конституция РФ.
  2. КоАП РФ.
  3. Федеральный закон №196-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ №720.
  5. Постановление Правительства РФ №1213.
  6. Постановление Правительства РФ №382.
  7. Приказ Минтранса №36.
  8. Приказ Минтранса №273.
  9. Технический регламент Таможенного союза 018/2011.

Это главные (основные) правовые документы, применяемые работодателями и иными уполномоченными лицами.

Порядок оснащения тахографами в Российской Федерации в зависимости от категорий тс

Тахограф может быть установлен изготовителями ТС (это относится к вновь выпускаемым транспортным средствам) или уполномоченными мастерскими (если он еще не был установлен в активированном транспортном средстве или если может потребоваться его замена).

В соответствии с положением приложения № 243 установленный прибор должен быть активирован до того, как ТС, на котором он установлен, покинет место установки.

Перед вводом в эксплуатацию автомобиля необходимо выполнить калибровку. Процесс калибровки включает в себя:

  1. Отображение данных (в случае, если это не начальная калибровка).
  2. Определение диаметра шины (на основании измерения).
  3. Определение характеристического коэффициента.
  4. Определение постоянной.
  5. Загрузка записывающего оборудования данными.
  6. Подготовка идентификационной таблички и установка ее на записывающее оборудование.
  7. Запечатывание с помощью проводов.

После выезда из авторизованной мастерской можно использовать транспортное средство, оснащенное калиброванным прибором. Каждые 2 года комплект должен подвергаться проверке в авторизованной мастерской и впоследствии проходить процедуру повторной калибровки.

Тахограф также может быть продан и повторно использован в другом автомобиле. Такая операция требует отсоединения прибора от автомобиля признанной мастерской. Затем он устанавливается в другом ТС и после новой калибровки авто может быть введено в эксплуатацию. По истечении времени, указанного изготовителем, тахограф демонтируется из транспортного средства признанной мастерской и снимается с эксплуатации.

Инструкция по эксплуатации с подробным описанием операции должна быть включена в прибор. Как правило она имеет некоторое количество весомых шагов для работы с «черным ящиком». Критерии схожи для всех категорий ТС.

Перед внедрением прибора шофер обязан разместить карту в разъеме тахографа. Для верной работы он помещается чипом вверх, пока не раздастся четкий щелчок. Дальше собственная информация водителя (полное имя) будет заметна на экране. В случае, если этого не случается, вполне вероятно, что карта вставлена не целиком.

В случае неверной работы пластик с чипом имеет возможность вообще не читаться или же тахограф станет каждый день выдавать ее обратно. В данной ситуации надо обращаться в специальную службу, чтобы узнать основание сбоя. В случае если все идет по памятке, следующим шагом для водителя станет показ на мониторе месторасположения автомашины до начала перемещения, информации об извлечении или же иной работе. Впоследствии ввода данных возможно пойти по данному маршруту.

Тахограф начинает записывать информацию о перемещении автомашины с этапа его перемещения. Впоследствии остановки автомашины шофер обязан выяснить нынешний режим на мониторе прибора. Регистратор движения механически переключится в активный режим впоследствии того, как шофер выключит зажигание в автомашине. Чтобы закончить рабочую замену, надо вытащить карту из слота. С принятием поправок в Приказ Министерства автотранспорта РФ № 273 на мастерские были возложены специальные полномочия при подмене блока криптографической информации.

Для предотвращения угрозы, создаваемой установкой устройств, предназначенных для обмана цифрового тахографа, были приняты комплексы мер, направленных на обнаружение и предотвращение злоупотреблений системой. Пакет направлен на улучшение соблюдения правил. В частности, он предоставляет лучшее оборудование для обеспечения соблюдения и руководящие принципы, чтобы помочь сотрудникам полиции предотвращать и выявлять манипуляции с цифровыми тахографами.

На какие автомобили нужен тахограф

В законе такие ТС разделены на несколько категорий. Также предусмотрены сроки установки. К ним относятся:

  1. М2 – автобус до 5 тонн.
  2. М3 – автобусы более 5 тонн.
  3. N2 – грузовик до 12 тонн.
  4. N3 – грузовик более 12 тонн.

Сроки установки исчисляются с 1 января года.

Какие применяют карты

С 2006 года тахографы являются цифровыми, что обеспечивает более безопасную и точную запись и хранение данных, чем предыдущий аналоговый тахограф. Это устройство регистрирует все действия транспортного средства, например, расстояние, скорость и время вождения, а также периоды отдыха водителя.

Система включает в себя принтер для использования в дорожных инспекциях, а у водителя есть карточка с микрочипом, которую водитель должен вставить в тахограф при получении контроля над транспортным средством. Эта личная карточка водителя гарантирует, что проверки остаются простыми.

При использовании прибора используют специальные карты государственного образца:

  1. Водительская именная идентификационная карта.
  2. Карта, предназначенная для тахографа (сбора информации).

По закону срок действия карт равен 3 годам. Их продляют в специализированных органах. Обе карты содержат важную информацию, которую фиксируют устройства. Но, имеют разный шрифт и водяные знаки (знаки отличия).

После демонтажа блока криптографической защиты информации с тахографа сервисные центры должны уничтожить из него ключевую информацию, содержащуюся в блоке. Кроме того, мастерские должны отправить данные об уничтожении в Федеральное государственное учреждение «Росавтотранс».

Разобранный блок с сохраненным сертификатом открытого ключа должен быть передан транспортной компании на хранение.

Штраф за отсутствие

Любое отклонение от правил, норм права ведет к наложению штрафа за административное правонарушение. Проверка осуществляется лицами, прямо уполномоченными в законе. Санкции применяют в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ. Для физических лиц предусмотрен размер в 1000-3000 рублей. А для должностных лиц от 5000 до 10000 рублей.

Читайте также:  Подробная инструкция по установки навеса из поликарбоната

на какие автомобили не надо устанавливать тахографы

К ним относятся:

  1. Специализированный ТС (для перевозок молока, мяса и других товаров).
  2. Специальный ТС, используемый уполномоченными лицами государственных органов.
  3. ТС, проходящий специальные дорожные испытания.
  4. Автобетононасос.
  5. Автобетоносмеситель.
  6. Автогудронатор.
  7. Автокран.
  8. Пассажирский и грузовой троллейбус.
  9. Автомобиль скорой медицинской помощи.
  10. Автоэвакуатор.
  11. Пожарный автомобиль.
  12. Автолавка.
  13. Автомобиль-дом.
  14. Автобус для ритуальных услуг.
  15. Бронированный автомобиль.
  16. Передвижная лаборатория и мастерская.
  17. Медицинский комплекс на шасси ТС.
  18. Передвижная репортажная телевизионная студия.
  19. Транспорт для обслуживания нефтяных и газовых скважин.
  20. Автомобиль для перевозки денежной выручки и ценных грузов.
  21. Транспорт для коммунального хозяйства и содержания дорог.
  22. ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами.
  23. ТС органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правила и требования распространяются только на перечень, указанный в законе.

Что делать, если выписали незаконный штраф

Гражданин имеет право опротестовать постановление вышестоящему должностному лицу. Если водитель захочет подать иск в суд, то необходимо будет собрать все весомые доказательства. Положительное решение может быть в том случае, когда прибор не нужно ставить в авто.

Водитель может оспорить показания тахографа при его неисправности. Для этого нужна специальная экспертиза. Отказаться же от его установки гражданин не имеет права.

Видео о том, кому нужно устанавливать тахограф:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Тахограф для «частника»: что нужно знать об изменениях в законодательстве 13:05, 26 ноября 2019 Версия для печати

О новых требованиях к перевозчикам и законах, которые их устанавливают, рассказывает эксперт в области тахографии Максим Сухомлинов.

В настоящее время только ленивый не пишет о тахографах. И я из числа таких не ленивых, и в настоящей статье тоже буду писать о тахографах, а точнее отвечу на часто встречающиеся и максимально актуальные вопросы.

Нужен ли частнику тахограф с 1 ноября 2019 года?

В настоящий момент (26.11.2019) нет. И здесь надо поподробнее. В первую очередь необходимо понять – кто такие «частники», о которых столько шума в части оснащения тахографами. «Частник» — это частное лицо, которое не является частным предпринимателем и ИСПОЛЬЗУЕТ транспортное средство (управляет им). Обращаю особое внимание – не владеет, а использует. Это значит, что совершенно неважно, что написано в СРТС в разделе «Собственник». Важно, кто находится за рулем такого транспортного средства. Для того, чтобы водитель попал в категорию рассматриваемого «частника», он:

  • не должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не должен иметь путевого листа, оформленного на него;
  • документы на груз (в случае его перевозки) должны быть оформлены непосредственно на него.

С 1 января 2019 года вступила в силу норма законодательства (п. 3, ст. 20 ФЗ 196), которая обязывает «частников» обеспечить оснащение используемых ими автомобилей максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусов тахографами. Однако до какого момента это оснащение должно быть завершено, Федеральным законом не определено. За ответом на этот вопрос Федеральный закон (п.3, ст.20, ФЗ 196) отправляет к Постановлению Правительства (ПП 1213 от 23.11.2012), которое, в свою очередь, отсылает к Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013. Однако по настоящее время (на дату выхода этой статьи) Приказ Минтранса № 273 относится исключительно к юридическим лицам и частным предпринимателям (п. 2 Порядка оснащения, утвержденного приказом Минтранса № 273) и не распространяется на частных лиц в принципе.

Таким образом, в настоящее время (на дату выхода статьи) «частники» быть оснащенными тахографами не должны, и штрафовать их за отсутствие тахографа незаконно, а техосмотр им проводить обязаны без учета наличия тахографа.

Что такое тахограф? Обязан ли тахограф иметь в своем составе блок СКЗИ?

Определение тахографа дано в ст. 2 ФЗ 196. Оно звучит так: тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности. Основные споры идут по термину «некорректируемая регистрации информации». Наиболее часто встречаемое заблуждение заключается в том, что именно это понятие («некорректируемая регистрации информации») требует наличия в тахографе блока СКЗИ. Однако, если попытаться найти законодательное определение понятия «некорректируемость», попытки окажутся тщетными.

Законодательно закрепленного понятия «некорректируемость» НЕТ, оно отсутствует, а следовательно, каждому допустимо понимать его так, как ему захочется.

Некоторым весьма сообразительным коммерсантам захотелось понять его как наличие в тахографе блока СКЗИ. Но даже информация, нанесенная на бумажную тахокарту (шайбу) тахографа, является некорректируемой, потому как откорректировать линию на тахокарте практически невозможно: подменить тахокарту, испортить тахокарту, нарисовать новую – возможно, а вот откорректировать – нет. А что же закон? Чего он требует в этой части? А это весьма и весьма интересно, жаль что немногие хотят в этом разобраться. Постараюсь максимально просто и на бытовом примере.

Итак, ФЗ 196 в ст. 20 обязывает юридических лиц, и частных предпринимателей (а скоро и частных лиц), которые владеют определенными категориями транспорта, оборудовать этот транспорт тахографами. Регламент оснащения, категории транспорта, а также требования к тахографам (опять ст. 20, ФЗ 196) должно определить Правительство РФ. Правительство РФ выпускает постановление №1213 от 23.11.2012, в котором передает эти обязанности Минтрансу. И здесь начинается самое интересное. Министерство транспорта выпускает знаменитый приказ №36. В этом приказе собрано все, что только можно собрать: технические и функциональные требования к тахографу, правила его использования, порядок оснащения, и многое другое. И так было до 1 января 2015 года. 1 января 2015 года вступил в силу международный нормативный документ – Технический регламент Таможенного Союза (ТР ТС) 018/2011, в котором тахограф признан объектом технического регулирования. Это значит, что теперь к нему могут применяться только те обязательные требования, что указаны в техническом регламенте (пункты 2, 3 ст 4 ФЗ 184 О техническом регулировании и раздел Х, в частности ст. 53 Договора о ЕАЭС).

Таким образом, с 1 января 2015 года требования о наличии в тахографе блока СКЗИ стали рекомендательными – обращаю внимание, не приказ №36 стал рекомендательный, а его приложение № 1, требования к тахографам.

А с 1 ноября 2019 года была исправлена ситуация и в ст 11.23 КоАП – были исключены наказания за несоответствие тахографа установленным требованиям. Для сомневающихся – в ст. 2 того же ФЗ 196 дано определение понятию «транспортное средство». Но технические требования, которым эти транспортные средства должны соответствовать, определяет только ТР ТС 018/2011.

Именно по этой причине в настоящее время для использования при внутрироссийских автоперевозках допустимо использовать любой тахограф, в том числе и БЕЗ СКЗИ, имеющий сертификат соответствия одному из технических регламентов и внесенных в реестр средств измерений (метрологическая поверка).

Правда ли, что за несоответствие тахографа установленным требованиям больше оштрафовать не могут?

В рамках статьи 11.23 КоАП – НЕТ. Больше не могут. 1 ноября 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 N 216-ФЗ в статью 11.23 КоАП РФ были внесены и вступили в силу изменения, которые исключили такую формулировку как: «с несоответствующим установленным требованиям тахографом», что ранее, до 1 ноября 2019 года, трактовалось некоторыми сотрудниками контролирующих органов как обязательность наличия блока СКЗИ в тахографе. Данная позиция являлась неверной и была причиной значительных нарушений прав автоперевозчиков.

В настоящее время (с 1 ноября 2019 года) составом правонарушения части 1 статьи 11.23 КоАП (для российского перевозчика) являются:

  • управление транспортным средством без тахографа, когда его установка необходима в соответствии с требованиями законодательства, и
  • нарушение требований к использованию тахографа, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Требования к использованию тахографов в настоящее время предъявляет единственный нормативный правовой акт – приложение №3 приказа Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 года. Требования водителям и автопредприятию к использованию тахографов сформулированы исключительно пунктами 9, 10, 11 и 13 приложения №3 того же приказа. В пунктах 9, 10, 11 и 13 приложения №3, которые предъявляют водителям и автопредприятиям требования к использованию тахографа, отсутствует обязанность водителей и автопредприятий устанавливать блок СКЗИ в используемые ими тахографы.

Читайте также:  Как устроен кузов лифтбек, отличия от хэтчбека и фастбека

Определять соответствие тахографов установленным требованиям на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, с 1 ноября 2019 года поручено аккредитованным станциям технического осмотра (Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1276) в рамках проведения очередного технического осмотра транспортных средств, которые в свою очередь работают исключительно в рамках требования ТР ТС 018/2011.

На основании вышесказанного, штрафы по статье 11.23 КоАП с формулировкой состава правонарушения «несоответствие тахографа установленным требованиям» с 1 ноября считаются незаконными.

Кстати, по вышеописанным причинам на сегодняшний день (день выхода статьи) «частника» не могут оштрафовать за отсутствие тахографа на используемом им транспортном средстве.

Владеть тахографом ЕСТР (международного образца) дороже, чем тахографом с СКЗИ?

Бытует мнение, что тахографы ЕСТР, те самые, что установлены заводами-производителями европейских транспортных средств, допустимо использовать только если владелец транспортного средства допущен до международной перевозки (МАП), что при таком случае надо проводить соответствующее обучение водителя и хотя бы раз в год выезжать за рубеж. Это утверждение ошибочно. Выше я объяснил, что можно использовать любой тахограф, и с СКЗИ, и ЕСТР: главное, чтобы он имел сертификат соответствия одному из технических регламентов и был внесен в реестр средств измерения. Допуск к МАП (карточка) используется теми перевозчиками, которые не хотят тратить время на общение по вопросу тахографа с неграмотными сотрудниками контролирующих органов. Допуск к МАП – своеобразная страховка от неуча на дороге. И не более того. Допуск к МАП выдается в рамках государственной услуги (административного регламента), утвержденной приказом Минтранса России от 18.07.2011 N186. Пунктом 13 этого регламента указаны все необходимые условия для получения допуска к МАП.

И в нем (в регламенте) нет необходимости выезда за рубеж, или предоставления обученных водителей и тому подобного бреда. Допуск к МАП процедура бесплатная и не несущая в себе дополнительных затрат в течении всего срока допуска.

А вот обладание тахографом с СКЗИ – это не для среднего класса. Иметь тахограф СКЗИ могут себе позволить только государственные или очень богатые транспортные организации, а также те компании, которые принципиально не выполняют требования нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность перевозчика. Иметь тахограф с СКЗИ «частнику» это вообще из ряда фантастики! В смысле «фантастической неосмотрительности». И вот почему. Использование тахографов с СКЗИ регламентирует тот же приказ Минтранса №36. Напоминаю, в настоящее время действие приказа Минтранса №36 распространяется исключительно на юридических лиц и частных предпринимателей, но в ближайшее время (вместе с регламентом оснащения «частников») его действие будет распространено и на «частников». Пункт 10 приложения №4 приказа Минтранса №36 обязывает пользователей тахографов с СКЗИ обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 6 ФЗ 149 обладатель информации (а это тот самый пользователь тахографа с СКЗИ) обязан принимать все необходимые меры по ее защите. А статья 19 этого же федерального закона определяет меру ответственности за нарушение защиты этой информации вплоть до уголовной. И это все необходимо ЗНАТЬ и исполнять счастливому обладателю тахографа с СКЗИ. Прочитав эти два федеральных закона (149 и 152), довольно трудно подсчитать затраты на использования тахографа с СКЗИ, но очень легко их охарактеризовать как колоссальные и разорительные для любого транспортного предприятия. В том числе и государственного, о «частнике» вообще говорить не стоит.

По этой причине, использование тахографа ЕСТР (международного образца) в несколько десятков раз дешевле чем стоимость владения тахографом с СКЗИ.

Правда ли, что если у меня есть МАП, моему тахографу не надо делать метрологическую поверку?

Нет, неправда. Требование о метрологической поверке распространяется на ВСЕ средства измерения (ФЗ 102 О единстве измерений). Тахографы и ЕСТР, и с СКЗИ являются средствами измерения скорости, пройденного пути и времени. Тахографы и с СКЗИ, и ЕСТР внесены в государственный реестр средств измерений (не совсем грамотное наименование, зато понятное). Требования о наличии метрологической поверки для тахографов, в том числе и ЕСТР, появляются в Правилах проведения технического осмотра с 1 ноября 2019 года вне зависимости от наличия МАП. Обладателям МАП тоже нужна метрология. Тахограф (любой) – средство измерения, установленное на транспортном средстве, зарегистрированном в РФ, и осуществляющее перевозки по территории РФ, в рамках ПДД РФ и Правил перевозки грузов и пассажиров РФ (ПП 272). А средство измерения в РФ должно быть метрологически поверено (ФЗ 102).

Аналогия: у вас заграничный паспорт. Вы гражданин РФ, занимаетесь коммерцией на территории РФ. Вы должны платить налоги в РФ? Или загранпаспорт дает возможность их не платить?

Метрологическую поверку необходимо осуществлять любым тахографам. Для тахографов ЕСТР раз в один или два года, в зависимости от модели. Для тахографов с СКЗИ раз в три года. Бытует мнение, что метрологию для тахографов с СКЗИ надо делать раз в 7 лет. Это неправда, это маркетинговый ход производителя – в документах производителя действительно написано в 7 лет, однако приказ Минпромторга №1815 от 02.07.2015 говорит об обратном – один раз в три года, в связи с заменой СКЗИ в тахографе.

Что делать, мне все равно выписали незаконный штраф?

Только идти в суды. К глубочайшему моему сожалению, уровень подготовки контролеров на дорогах весьма низок. Многим из них до сих пор неизвестны изменения законодательства в части требований ст. 11.23 КоАП РФ. Можно пробовать судиться самим. А можно воспользоваться услугами профессионалов. Некоторые из них дают гарантию или обещают возврат потраченных средств с процентами, в случае проигрыша дела. И если вы решите воспользоваться такими услугами, то гарантии возврата денег это весьма выгодное условие. Тем более, что в случае выигрыша в деле, все, в том числе и потраченные на профессионала деньги, вам будут возмещены за счет проигравшей стороны. Но решение всегда за вами – продолжать терпеть беспредел на дорогах, или начать отстаивать свои права в рамках закона и последних тенденций, обозначенных главой нашей страны.

А можно покороче – вообще ничего не понятно!

Можно. СКЗИ – зло и лохотрон, его установка как была, так и остается необязательной, а с 1 ноября 2019 года это еще и прописали черным по белому в нормативных правовых актах. С 1 ноября техосмотр не пройти без метрологической поверки на тахограф тем, кому тахограф положен по закону. С 1 ноября тахограф нужен всем «частникам», эксплуатирующим автомобили свыше 3,5 тонн и автобусы, но требовать его наличие будет разрешено контролерам только после утверждения Порядка (регламента) оснащения тахографами «частников». Аналоговыми тахографами можно продолжать пользоваться, если есть сертификат техрегламента и метрологическая поверка. МАП нужна для спокойствия. С 1 ноября «за тахограф» несут ответственность и юрлица. Знать все невозможно, и поэтому слушать чужое мнение все равно придется. Найти профессионала, которому можно довериться, очень сложно в любой области. Поэтому пользуйтесь услугами тех, кто готов в случае ошибки ее исправить или возместить понесенный ущерб.

С глубоким и искренним уважением к участникам отрасли и несчастным автоперевозчикам,

автор статьи, Сухомлинов Максим Владимирович,

член Экспертного совета Секции автомобильного транспорта Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству;

член Правления Некоммерческого партнерства «Содействие развитию тахографических систем» (НП «СРТС»);

эксперт в области оценки (подтверждения) соответствия продукции колесных транспортных средств;

руководитель группы компаний «Надежный контакт»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector