Танк - машина боевая Владимирская областная научная библиотека

Средние танки; Всё о Второй мировой

К средним танкам относились боевые многоцелевые машины массой от 15 до 30 тонн (позднее — до 40 т), вооруженные пушкой среднего калибра и пулеметами. Они предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника, уничтожение живой силы и огневых средств противника, борьбы с его танками и самоходными орудиями, ведения боевой и тактической разведки.

Средние танки в боевых порядках войск начали массово заменять легкие танки в 1940-1941 гг. Они стали наиболее массовыми танками в период Второй мировой войны. Помимо умеренной массы, они характеризовались рациональным сочетанием основных боевых свойств. Средний танк, его качества и тактико-технические характеристики, определяли успех действий танковых соединений. К этой концепции в разное время пришли все танкостроительные страны. Сначала СССР изучив германский и свой военный опыт построил Т-34. Затем Германия последовательно создавала все более мощные и тяжелые машины, пока не построила известную «четверку» — Pz.IV. США сначала создали уродливого монстра — трехэтажного M-3 «Lee» (M-3 Grantа), а затем в самые короткие сроки на его базе построили великолепного M-4 «Sherman». Великобритания в течении всей войны с переменным успехом пыталась создать средний танк, но получилось это лишь к самому ее концу. В декабре 1944 года английские танкисты получили A-34 Comet, так и провоевав на американских машинах.

Средние танки варьируются как по броне, скорости и запасу хода, так и по мощности двигателей и калибру орудий. Так, лобовая броня на разных танках измерялась от 12 до 152 мм, скорость передвижения по шоссе составляла от 13 до 55 км/ч., запас хода – от 130 до 360 км, мощность двигателей от 70 до 600 л.с. Разные типы танков имели орудия калибром от 37 мм (противотанковое) до 105 мм (гаубица). Однако в отдельности максимальное значение бронирования, мощности двигателя или размера калибра орудия на практике не давало преимущества таким танкам. Лучшим танком являлся наиболее сбалансированный по всем показателям. Таким средним танком Второй мировой войны считается Т-34.

При этом следует отметить, что танки с лучшими тактико-технические характеристиками машин были получены ведущими танкостроительными государствами во второй половине войны, а то и ближе к ее окончанию. В связи с этим далеко не все лучшие образцы танков были построены в большом количестве.

Читайте также:  Двигатель ЗМЗ 406, технические характеристики, тюнинг и ремонт
ТТХ лучших средних танков в разрезе стран

В предвоенные годы и в период войны 12 стран выпустили 152 311 средних танков 42 типов в 127 модификациях. При этом СССР и США построили 74% машин от мирового объема выпуска средних танков. В период войны машины изготовленные в Англии, Германии и США использовались еще в 8 странах. Кроме того, Германия использовала не менее 540 трофейных танков.

Ориентировочное количество средних танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
Страна Количество Страна Количество
танков видов/

ТТХ средних танков в разрезе стран приведены ниже:

  • Австралия
  • Аргентина
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Германия
  • Италия
  • Канада
  • СССР
  • США
  • Франция
  • Швеция
  • Япония

Лучшие танки Второй мировой войны

Великая Отечественная война была состязанием не только духа бойцов, но и техники. Лучшие танки Второй мировой войны: «Шерман», ИС-2, «Тигр», «Пантера», КВ-1 и Т-34.

Высокий и неповоротливый «Шерман» прошел долгий путь перед тем, как стать третьим массовым танком мира. И это при том, что к началу войны «эмчей» (такое прозвище ему дали русские) было всего 50 штук, а уже к 1945 — более 49 тысяч единиц. Свою славу он обрел ближе к концу войны, когда американским конструкторам наконец удалось найти идеальное сочетание бронирования, маневренности и огневой мощи, и отлить получившееся в форму среднего танка. Гидравлический привод башни обеспечил «Шерману» особую точность наведения, что позволяло боевой машине выходить победителем в танковой дуэли.


ИС-2

Пожалуй, лучший танк прорыва. ИС-2 наводит порядок на улицах европейских городов весьма скоро. Всего один выстрел его 122-мм гаубицы сравнивает многоэтажный дом с землей. 12,7 мм пулемет не оставляет никаких шансов нацистам, засевшим в руинах — свинцовая очередь решетит кирпичную кладку аки картон. Бронирование толщиной в 12 см деморализует противника напрочь — этого монстра просто невозможно остановить, паникуют нацисты. Стрекочущий символ Победы, «танк-освободитель» ИС-2 прослужит Родине ещё добрых полвека.

Panzerkampfwagen VI «Тигр»

В составлении технического руководства к этой машине участвовал лично Геббельс. По его наставлению в памятку добавили надпись: «Танк стоит 800 000 рейхсмарок. Береги его!» Многотонную махину с толщиной лобового бронелиста в 10 см оберегали сразу шесть человек. При необходимости 88 мм зенитная пушка KwK 36 «Тигра» могла поразить мишень 40 x 50 см с расстояния в километр. А его широкие гусеницы придавали настолько плавный ход, что он мог разить своих врагов в движении.

Panzerkampfwagen V «Пантера»

«Пантера» создавалась как дешевая и массовая версия «Тигра». Меньший калибр главного орудия, облегченное бронирование и повышенная скорость по шоссе превратили её в грозного противника. На дистанции в 2 километра снаряд пушки KwK 42 прошивал броню любого танка союзников.

КВ-1

КВ стал чрезвычайно неприятным сюрпризом для Панцерваффе. В 1941 году у Германии не было орудия, способного справиться с 75 мм броней русского танка, в то время как его длинноствольная 76 мм пушка разила немецкую бронетехнику играючи.

…20 августа 1941 года танк КВ под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова преградил дорогу на Гатчину колонне из 40 немецких танков. Когда этот беспримерный бой закончился, 22 танка горели на обочине, а наш КВ, получив 156 прямых попаданий вражеских снарядов, вернулся в распоряжение своей дивизии…

Т-34

Самый массовый танк Второй мировой войны (выпущено более 84 000 Т-34 всех модификаций). Мощь, грация и всепроходимость. Именно такой танк и нужен был тогда Красной Армии.

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности — это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин — это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…», — немецкий танкист 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Чудо XX века

По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения.
Т-34 создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах СССР – России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах – от Заполярья до Южной Африки.
В 1942 году за создание Т-34 – нового типа среднего танка – Сталинская премия первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко. Но только ли благодаря этим людям Т-34 стал легендой ХХ столетия.
Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой войны. Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом имперскому канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил фюрер своим генералам.
В августе 1941 года, когда до Москвы оставалось всего три сотни километров, Адольф Гитлер приказал 2-й танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг – на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производящий Т-34.
Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V «Пантера», формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с Т-34.
В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет «Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»
Данный вопрос занимал и продолжает интересовать очень многих. К примеру, в знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти «Чудесные сечения» («Incredible cross-sections»), изданной в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее, Дели, Париже, Мюнхене, Москве, Йоханнесбурге, рассказывается о величайших творениях человечества – всех времен и народов. Их всего 18, среди них – танк и именно Т-34!
После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» – стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно: как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и способна самостоятельно передвигаться!
Об этих и многих других уникальных фактах повествует экспозиция музея истории танка Т-34.

  • Чудо XX века
  • Экспозиция
  • ИНТЕРНЕТ-ВЫСТАВКИ
  • Программы музея
  • Вести
  • Электронный сборник
  • Независимая оценка
  • Открытые данные

УСЛУГИ И СЕРВИСЫ НА MOS.RU

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector