Тормозной путь и масса — Энциклопедия журнала За рулем

Обманчивая безопасность ДТП с грузовиками растут, несмотря на новейшие технологии


В настоящее время на немецких автомагистралях появляется все больше грузовиков с современными ассистентами экстренного торможения. Тем не менее, количество аварий, когда одна фура врезается в зад другой, с ранеными и погибшими водителями грузовиков, неуклонно растет. Возникает закономерный вопрос, это из-за несовершенства технологии или из-за дальнобойщиков, которые не могут справиться с этой технологией? Логист.Today , предлагает перевод статьи, опубликованной порталом eurotransport.de.

Немецкий министр транспорта Андреас Шойер сидит на пассажирской стороне грузовика и бодро выглядывает из открытого бокового окна. Картинка должна была служить рекламой для ассистента, который помогает избежать несчастных случаев при повороте грузовика направо. Данная программа субсидируется государством в результате давления Всеобщего немецкого велосипедного клуба на правительство Германии.


Теперь та же фотография находится на домашней странице министерства вместе с отчетом о недавнем исследовании Федерального научно-исследовательского института автомобильных дорог (BASt), заказанным Федеральным министерством транспорта и цифровой инфраструктуры Германии (BMVI) и слоганом :«Мы будем запрещать отключение помощников по экстренному торможению грузовиков – для большей безопасности движения».

Однако этот запрет, который планируется вводить только в Германии, является скорее выражением беспомощности в отношении ужасающего положения, которое складывается на автомагистралях за пределами городов. В 2019 году было 488 ДТП, когда один грузовик врезался в зад другого транспортного средства, только по онлайн-сообщениям местных СМИ. И в подавляющем большинстве это происходит в конце пробок, возникающих на дорогах. Выяснилось, что подобные инциденты случаются значительно чаще, чем в предыдущие годы. В 454 случаях столкнулись два и более грузовика, погибли 45 дальнобойщиков. В 34 случаях пострадали легковые автомобили, 8 человек погибли.

К середине июня 2020 года произошло более 200 аварий, 27 профессиональных водителей погибли, потому что они врезались, либо в кузов другого грузовика, либо в другое препятствие. И это несмотря на то, что все больше и больше грузовиков оснащаются современными ассистентами экстренного торможения.


По заявлению бывшего главы дорожной полиции Мангейма Дитера Шефера, ни один водитель добровольно не въезжает в дорожную пробку. В конце 2018 года он стал одним из основателей ассоциации «Бодрствующий на скорости 80 км/ч» («Hellwach mit 80 km/h»), которая занимается проблемами безопасности движения. По мнению Шефера, все несчастные случаи происходят только по вине человека. Например, из-за отвлечения внимания за рулем, что полиция в Ольденбурге в настоящее время впечатляюще доказывает с помощью контроля. А еще потому, что расстояние между грузовиками слишком мало. По этому поводу немецкие водители грузовиков требуют более строгих выездных проверок со стороны полиции федеральных земель, особенно в отношении водителей из Восточной Европы.

В повседневной работе существующие помощники экстренного торможения предлагают обманчивую безопасность, потому что они работают в определенных технических пределах. Действующее с ноября 2018 года требование о том, что грузовик должен тормозить перед стоящим препятствием с 80 до 60 км/ч, является неполноценным решением. Обещание автопроизводителей Daimler, MAN, Renault, Scania и Volvo, что их грузовики могут «затормозить в идеальных условиях» до полной остановки перед последней машиной в пробке, остается лишь обещанием и опровергается простой статистикой. Они не могут работать по другому, потому что ни один из радарных датчиков, приобретаемые автопроизводителями, и которые «следят» за обстановкой на дороге вместе с камерой, не способны просчитать возникающую дорожную ситуацию на 100%. Коэффициент трения меняется, когда идет дождь, поэтому расчет тормозного пути больше не подходит. По этой причине автопроизводители всегда предупреждают, что ассистенты экстренного торможения – это просто помощники. Ответственность остается исключительно за водителем, вплоть до далеко идущего автономного вождения. Тогда технология должна справляться с любой ситуацией и соответственно тормозить.

Статистика показывает, что многие дальнобойщики, напуганные предупреждающим сигналом примерно за четыре секунды (около 88 метров при скорости 80 км/ч) перед расчетным столкновением, чисто рефлекторно «помогают» экстренному тормозу поворотом руля или полностью нажимая на педаль газа, тем самым отменяя уже начатый процесс экстренного торможения.

Большинство водителей даже не знает, как работает технология экстренного торможения. Это видно при езде в колонне. Для того чтобы максимально приблизиться к находящемуся перед вами человеку перед обгоном, круиз-контроль (ACC) часто отключается. Ассистенту экстренного торможения все равно. Он реагирует только на разницу скоростей. Таким образом, если первый грузовик внезапно затормозит перед пробкой, у второго водителя за ним все еще есть шанс не врезаться, а вот у третьего его просто нет. Потому что помощник экстренного торможения имеет время предупреждения не менее 1,8 секунды перед началом полного торможения. За это время грузовик проезжает почти 40 метров на скорости 89 км/ч. При этом, полный тормозной путь грузовика составляет около 70 метров.

Читайте также:  Справочник по смазочным материалам


Команда из BMVI и BASt в настоящее время хочет улучшить всемирное регулирование технологии ассистентов экстренного торможения, поэтому обратилась в Европейскую экономическую комиссию ООН (UNECE) с конкретными предложениями по увеличению потенциала технологии. Например, следует исключить этап предупреждения при движении в колонне и, следовательно, значительно сократить минимальное расстояние. В этом случае экстренное торможение произойдет немедленно, но это ничего не изменит для водителя, которому придется выдерживать расстояние. Однако это был бы еще один шаг на пути к развитию технологии Platooning. Кроме того, спецификации испытаний для систем должны быть дополнительно ужесточены, то есть практически для каждого указанного расстояния и для каждой скорости.

Другим важным моментом является вопрос о том, должны ли грузовые автомобили вообще тормозить. Немцы предлагают замедлять грузовик с 80 км/ч до 23 км/ч. В такой ситуации у водителя останется возможность просчитать ситуацию и объехать препятствие не опрокинув грузовик. Это философия DAF и Iveco, которые заявляют, что их грузовики снижают скорость с 80 км/ч до 60 км/ч исключительно из-за требований действующего законодательства, а на самом деле система должна предупреждать об опасности гораздо раньше и еще больше замедлять автомобиль.

Если немецкие предложения пересилят сопротивление Японии и особенно двух шведских производителей (Scania и Volvo), то до 2025 года не следует ожидать, что первые автомобили с измененной технологией появятся на автомагистралях. До тех пор, пока по дорогам ездят грузовики без ассистента экстренного торможения или с его нынешней версией, инициатива Андреаса Шойера о запрете деактивации является довольно абсурдной.

В ходе исследования была выявлена еще одна проблема, которая возникла после того, как немецкий водитель на трассе А31 на новом грузовике Volvo ночью врезался в лежащий на дороге стальной желоб и погиб на месте происшествия. Согласно регламенту R 131, желоб не является транспортным средством и, следовательно, не является существенным препятствием. Даже после ДТП со смертельным исходом, с участием мобильных световых указателей, некоторые ассистенты экстренного торможения до сих пор не воспринимают их, как препятствия.


Матиас Пфитценмайер, специалист по праву дорожного движения, знает множество судебных решений, в которых водители были осуждены за то, что они не ехали с надлежащей скоростью в ночное время. В соответствии с законом, грузовики с ближним светом фар не должны двигаться быстрее, чем 45 км/ч, даже на автостраде, что, в свою очередь, является еще одной опасностью.

Предложение Федерального совета еще не было принято в последней поправке к Правилам дорожного движения (StVO). Но BMVI твердо придерживается идеи наказания за деактивацию ассистента экстренного торможения переключателем со скорости 30 км/ч, за что предусмотрен штраф в 70 евро, плюс одно штрафное очко.

Исследования несчастных случаев некоторых производителей давно показали, что большинство водителей не отключали ассистент перед серьезными авариями, а игнорировали их в последнюю секунду. Тем не менее, растет число жалоб со стороны водителей, которые заявляют о необоснованных ложных предупреждениях, особенно в старых системах. Кроме того, в системах последнего поколения отключить ассистента становится все труднее. Например, в New Actros ABA 5 необходимо деактивировать в несколько этапов с помощью сенсорного экрана. У MAN теперь кнопку для выключения EBA 2 можно заказать только отдельно.

Логист.Today напоминает, что в Институте транспортных исследований Университета Лидса (Великобритания) провели исследование по выявлению наиболее эффективных конструкций и интерфейсов системы активного ограничения скорости.

Водителю на заметку: таблица зависимости тормозного пути от скорости движения транспортного средства

Мы все вечно куда либо спешим на своих машинах и очень редко соблюдаем дистанцию. И вот попадая в ДТП осознаем, что не хватило каких-то пару сантиметров. Существует два мнения о безопасной дистанции между движущимися автомобилями:

  • Дистанция должна быть равна половине значения скорости. Например при 80 км/ч, это значение должно быть 40 метров.
  • Дистанция должна быть равна скорости движущегося автомобиля.

В ПДД указано, что водитель сам должен определить безопасную дистанцию в зависимости от условий движения. А как же все таки ее определять?

Читайте также:  Технические характеристики BSE 1,6 л102 л

Но для начала некоторые термины:
Sост. —остановочный путь от момента обнаружения препятствия, до полной остановки;
Sp — путь пройденный автомобилем от момента обнаружения препятствия, до нажатия на педаль тормоза;
Sторм. — сам тормозной путь.
Соответственно Sост.=Sр+Sторм.

Показатель Sp варьируется от возраста водителя, его пола, самочувствия и т.п. Мы в различном состоянии реагируем с разной скоростью на ситуацию на дороге.

Ниже таблица зависимости тормозного пути от скорости движения транспортного средства, которую приводит сайтkolesanews.ru.

Согласно требованиям ПДД, тормозной путь легкого автомобиля при скорости 60 км/ч не должен привышать 12,2 метра.

Если исходить из значений в таблице, то мнение второй группы специалистов, считающих, что дистанция между движущимися автомобилями должна быть равна скорости транспортного средства, кажется более правильным, а точнее безопасным.

Ниже видео с участием автомобиля Таврия.
Тормозной путь машины от 100 км/ч до полной остановки 44 метра!

Правила вождения фуры

Любая крупногабаритная и тяжелая техника, находящаяся в движении, значительно повышает уровень опасности на дороге. Управление грузовиком на трассе – трудный процесс. Чтобы водить фуру, надо обладать особыми навыками и знаниями, которые появляются лишь с опытом.

Особенности и сложности вождения фур

К простым грузовым автомобилям относятся машины, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тонн. Управление такими транспортными средствами идентично вождению легковушек. Простые грузовики мягко перемещаются по городу и перевозят негабаритную продукцию или стройматериалы.

Управление большой фурой включает в себя ряд особенностей, которые будут рассмотрены ниже.

Начало движения

Для того чтобы узнать, как правильно зимой водить фуру, нужно освоить азы управления габаритными транспортными средствами.

Движение необходимо начинать после прогрева двигателя до 70° и выше. Машина должна трогаться плавно, без рывков. В противном случае возникнет пробуксовка колес, увеличится износ шин, расход бензина станет не экономичным.

Если фургон груженый, то водителю следует начинать ехать только с первой передачи. С коробкой автоматической проще: не надо подбирать скорость вручную.

При начале движения на подъем начинать выжимать сцепление нужно чуть раньше растормаживания автомобиля. Некоторые коробки передач «Даф» и «Вольво» оснащены синхронизатором. Тогда переключать передачи необходимо по убыванию. Седельный тягач Вольво также имеет повышенные и пониженные КПД.

Посмотреть, как надо начинать движение на примере фуры MAN, вы сможете здесь:

При переходе со второй передачи на первую надо дважды выключать сцепление с периодическим кратковременным нажатием на педаль управления подачи топлива. В противном случае шестерня может выйти со строя.

Движение задним ходом можно начинать только после полной остановки автомобиля.

Повороты

Выполняя поворот, следует помнить одно правило – прицеп постоянно смещается к своему центру, а соответственно радиус выполняемого маневра достаточно велик.

Опасная ситуация в управлении чаще всего возникает при езде по городу: дороги не широкие и имеют небольшой радиус поворота. Некоторые модели прицепов и полуприцепов «Скания» оснащены поворачиваемыми колесами, позволяющими упростить процесс вождения.

Посмотрите, как правильно выполнить поворот на фуре:

Задний ход

Управлять фурой, движущейся задним ходом, нелегко. Для этого нужна практика. Основная сложность – толкательная сила, которая постоянно уводит прицеп в сторону. Водитель должен внимательно следить за положением ведущих колес и направлять их.

Быстро научиться управлять фурой, движущейся задним ходом, не получится. Для ускорения процесса желательно посмотреть обучающее видео или получить уроки мастерства у опытного специалиста. Сделать это можно прямо тут:

Торможение

Находясь за рулем, следует помнить, что остановка автомобиля в летний и зимний периоды имеют свои особенности.

Выполняя длительный подъем, необходимо заранее подобрать и включить ту передачу, на которой он будет выполняться. При спуске следует избегать разгона. Чем больше скорость – тем тяжелей остановить машину. При необходимости можно воспользоваться служебным торможением или снизить скорость путем понижения передачи на коробке.

Разъяснение, как пользоваться моторным тормозом, можно посмотреть тут:

Остановка

Управляя грузовиком и готовясь к остановке, необходимо снижать скорость хода заблаговременно. Это даст запас тормозного пути.

Важно учитывать качество дорожного покрытия и погодные условия. Так, к примеру, тормозной путь на влажной дороге будет гораздо выше, нежели на сухом асфальте.

Выбор скоростного режима

Основная составляющая безопасности движения на дороге – выбор скоростного режима. Поэтому фуры имеют ряд скоростных ограничений:

  • Скорость движения на автомагистралях – не выше 90 км/ч.
  • Скорость движения на загородных дорогах – не выше 70 км/ч.
  • Скорость движения в населенных пунктах – не выше 60 км/ч.
Читайте также:  Замена лампы ближнего света Тойота Королла

Бывали случаи, что водители фур шли на обгон со скоростью 90 км/ч, в результате чего случалось ДТП.

Тормозной путь

Управление фурой – тяжелый и сложный процесс, включающий в себя ряд особенностей. Остановить автомобиль на сухом асфальте сможет каждый, а вот на скользкой поверхности – большинству необходимо учиться. Часто в нашей стране используют барабанные тормозные системы. Они немного хуже дисковых, которые распространены в Европе.

Тормозной путь грузовой машины, движущейся со скоростью 80 км/ч, от момента торможения до падения скорости в ноль на барабанных тормозах составит 60 м, на дисковых – 45 метров.

Казалось бы, разница небольшая, но она может кому-то спасти жизнь. На тормозной путь влияет состояние шины, используемых покрышек и подвески.

Посмотреть, как выглядят тормозные пути разных фур, и сравнить их, можно тут:

Эффект складывания

При движении автотранспортного средства порой возникает ситуация, когда прицеп, который в разы тяжелее автомобиля, пытается сохранить траекторию движения независимо от того, куда направляется машина. Колеса начинают пробуксовывать, сцепление с дорогой ослабевает и прицеп «несет». Как следствие возникает эффект складывания – кабина поворачивает, а прицеп едет по прямой.

Чаще всего такие моменты заканчиваются трагично. На их возникновение влияет ряд факторов, в том числе и мастерство водителя по управлению грузовиком.

Предлагаем вашему вниманию видео со складыванием фур:

Научиться ездить на фуре – несложно, а вот грамотно рулить куда тяжелее. Так, к примеру, если шофер опытен, то он при заносе среагирует моментально. Основные причины возникновения складывания – заснеженная обочина или лопнувшее колесо. Поэтому техническое состояние автомобиля должно находиться на высшем уровне.

Главные правила

Каждое второе ДТП случается по вине водителя. Авария с участием автопоезда имеет ряд последствий, а порой и летальные исходы. Поэтому основная задача водителя – избежать опасных ситуаций на дорогах.

Для водителей фур был разработан ряд негласных правил:

  1. Помните о том, что ваш автомобиль несет опасность иным участникам дорожного движения.
  2. Нужно иметь как можно больший обзор дороги, чтобы в случае возникновения сложной ситуации был запас минут, которые дадут время на маневр.
  3. Научитесь рассчитывать тормозной путь автомобиля с учетом дорожного покрытия.
  4. Следите за покрышками и тормозной системой. Их надлежащее состояние в разы уменьшает тормозной путь.

Где учиться

В поиске ответа на вопрос «Как правильно водить фуру?» необходимо рассматривать всевозможные варианты. Научиться виртуозно управлять транспортным средством можно, пройдя курсы вождения в автошколе, где основной уклон делается на езду с инструктором.

Для экономии времени посмотрите бесплатный учебный материал на «Ютуб». Например, вот такой:

Для тех, кто хочет получить азы вождения в домашних условиях, были созданы онлайн-симуляторы. Они имеют ряд разновидностей, продуманы и реалистичны.

Советы опытных дальнобойщиков

Кто-то работает на заводе, кто-то – предприниматель, а кто-то всю жизнь крутит баранку, то есть является дальнобойщиком. Некоторые бывалые водители поделились советами:

  1. «Полагайся на интуицию. Бывает, едешь на машине, вроде все хорошо, но чувствуешь, что она не так едет. Остановился, посмотрел, а одно из колес пробито. Это уже интуиция. Интуиция приходит с опытом».
  2. «Не давайте взяток ДПС. Проще жить по принципу “Нарушил – плати штраф”».
  3. «При замене колес просите работников автосервиса не закручивать сильно гайки на колесах. Мастера пользуются специальным инструментом, а вам крутить вручную. Представьте ситуацию: пробили колесо, заехали во двор, достали фигурный ключ, а открутить колесо не можете».
  4. «Учите жесты общения на дороге. С помощью такого языка водители предупреждают друг друга о засаде ДПС, опасности и т.д.».
  5. «Не обращайте внимание на нервных водителей. Раздраженные люди на дорогах – не редкость. Также могут быть рэкетиры. Никогда не останавливайте машину. Автомобиль – ваша крепость. Если уж пришлось остановиться, то закройте двери и окна, вызовите подмогу или полицию и ждите».
  6. «Всегда возите в машине хороший набор инструментов и ключей. Желательно, чтобы они имели длинную ручку, порой это очень помогает».

Работа дальнобойщиком – нелегка и требует особых навыков вождения. Вождение фуры – целая наука, и теоретических знаний мало. Чтобы стать профессионалом в перевозке, очень важно применять полученные факты на практике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector