Устройство ГРМ и принцип работы

Детали газораспределительного механизма — Газораспределительный механизм — Двигатель — Автомобиль —

В этот механизм входят:

  • распределительный вал и его привод (шестерни или звездочка и цепь);
  • передаточные детали — толкатели с направляющими втулками, а при верхнем расположении клапанов еще штанги и коромысла;
  • клапаны, их направляющие втулки и пружины, опорные шайбы пружин с деталями их крепления.

Механизм действует следующим образом. При вращении распределительного вала его кулачок 1 набегает на толкатель 2, который в механизме с нижним расположением клапанов непосредственно открывает клапан 6, а в механизме с верхним расположением клапанов перемещает вверх штангу 7.

Штанга поднимает короткое плечо коромысла 9, при этом длинное плечо коромысла, нажимая клапан, открывает его. После прохождения кулачка пружина 4 закрывает клапан и возвращает все детали его привода в исходное положение. Так же в определенной последовательности открываются и закрываются остальные клапаны двигателя.

Газораспределительные механизмы

Газораспределительные механизмы:

а — с нижним расположением клапанов; б — с верхним расположением клапанов;

1 — кулачки распределительных валов; 2 — толкатели; 3 — регулировочный болт; 4 — пружины клапанов; 5 — направляющие втулки клапанов; 6 — клапаны; 7 — штанга; 8 — регулировочный болт коромысла; 9 — коромысло.

Распределительный вал отливают из чугуна или штампуют из стали. Он имеет опорные шейки 3, кулачки 2, шестерню 7 привода масляного насоса и эксцентрик 1 привода топливного насоса. У двигателя 3M3-53 этот эксцентрик 10 и противовес 11 установлены на шпонке 12 на переднем конце распределительного вала.

Детали распределительных валов

Детали распределительных валов:

а — двигателя ЗИЛ-130; б — двигателя 3M3-53;

1 — эксцентрик привода топливного насоса; 2 — кулачки; 3 — опорные шейки; 4 — валик привода датчика ограничителя числа оборотов; 5 — шестерня привода распределительного вала; 6 — втулка (подшипник) распределительного вала; 7 — шестерня привода масляного насоса и прерывателя-распределителя; 8 — болт; 9 — шайба; 10 — эксцентрик; 11 — противовес; 12 — шпонка.

Шейки вала, кулачки и эксцентрики термически обрабатывают и шлифуют. Для удобства установки у шеек вала различный диаметр, убывающий от переднего к заднему концу вала. На каждый цилиндр вал имеет по впускному и выпускному кулачку. Одноименные кулачки разных цилиндров у рядных четырехцилиндровых двигателей расположены под углом 90°, у шестицилиндровых — 60°, у V-образных восьмицилиндровых — 45°.

Распределительный вал вращается во втулках 6, внутренняя поверхность которых залита баббитом.

У V-образных двигателей вал расположен между правым и левым рядами цилиндров, у рядного двигателя ГАЗ-51 — справа, а у двигателя A3ЛK-412 — на головке цилиндров.

За время рабочего цикла четырехтактного двигателя, т. е. за два оборота коленчатого вала, распределительный вал должен открыть по одному разу все клапаны двигателя, совершив для этого один оборот. Поэтому число зубьев шестерни или звездочки распределительного вала вдвое больше числа зубьев шестерни или звездочки коленчатого.

Совмещение меток распределительных шестерен

Совмещение меток распределительных шестерен:

1 — шестерня коленчатого вала;
2 — шестерня распределительного вала;
3 — установочные метки.

Вал приводится во вращение у двигателей ЗИЛ-130, 3M3-53, ГАЗ-51 двумя шестернями с косыми зубьями, одну из которых крепят на коленчатом, а другую — на распределительном валу; у двигателя АЗЛК-412 — цепной передачей, состоящей из двух звездочек 1 и 6 и роликовой цепи 5.

При установке шестерен или звездочек необходимо совмещать метки на их зубьях. От осевого смещения распределительный вал удерживает фланец, который крепят двумя болтами к передней стенке блока цилиндров.

Цепной привод распределительного вала двигателя АЗЛК-412

Цепной привод распределительного вала двигателя АЗЛК-412:

1 — звездочка распределительного вала;
2 — плунжер с пружиной натяжного устройства;
3 — рычаг;
4 — звездочка натяжного устройства;
5 — цепь распределительного вала;
6 — звездочка коленчатого вала;
7 — успокоитель цепи.

Стальные или чугунные, термически обработанные толкатели могут иметь различную форму.

У двигателя ГАЗ-51 толкатель выполнен в виде стержня с плоской тарелкой у нижнего конца; в верхнюю часть этого стержня ввертывают регулировочный болт с контргайкой. Толкатели двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 имеют форму цилиндрического стаканчика, в который сверху вставляют штангу.

Штанги изготовляют из стальных или дюралюминиевых трубок, в которые запрессовывают с двух сторон стальные наконечники. Своими сферическими поверхностями наконечники упираются внизу в толкатель, а вверху в выемку плеча коромысла. При увеличении частоты вращения коленчатого вала сверх 5000 об/мин штанги начинают вибрировать, что влияет на работу двигателя.

В связи с этим на двигателе A3ЛK-412, делающем 5800 об/мин, распределительный вал расположен вверху, и кулачки его воздействуют непосредственно на коромысла 5. В отверстие коромысла запрессована бронзовая втулка 3. Коромысла устанавливают на пустотелую ось закрепленную в стойках на головке цилиндров.

Детали газораспределительного механизма двигателя A3ЛK-412

Детали газораспределительного механизма двигателя A3ЛK-412:

1 — ось коромысел выпускных клапанов; 2 и 12 — шайбы; 3 — втулки; 4 — пружины; 5 — коромысла; 6 — болт; 7 — планка; 8 — звездочка; 9 — штифт; 10 — распределительный вал; 11 — винт; 13 — установочный фланец; 14 — контргайка; 15 — нажимной винт; 16 — колпачок; 17 — сухари; 18 — наконечник клапана; 19 — упорная шайба; 20 и 23 — опорные шайбы; 21 — внутренняя пружина клапана; 22 — наружная пружина клапана; 24 — направляющие втулки; 25 — седло выпускного клапана; 26 — седло впускного клапана; 27 — выпускной клапан; 28 — впускной клапан; 29 — ось коромысел впускных клапанов.

Цилиндрические пружины 4, установленные на оси 1 между коромыслами, ограничивают их продольное перемещение. В одно плечо коромысла ввернут винт 15 с контргайкой 14.

Клапан, состоящий из головки и стержня, закрывает впускной или выпускной канал цилиндра (головки цилиндров). Диаметр головки впускного клапана больше диаметра головки выпускного, что улучшает наполнение цилиндра свежей горючей смесью. Фаска головки клапана, скошенная под углом 45 или 30°, плотно прилегает к фаске седла 25 или 26.

Впускной клапан изготовляют из хромистой стали, а выпускной — из жаропрочной (сильхромовой) стали. Для увеличения срока службы выпускных клапанов некоторых двигателей, в том числе ЗИЛ-130, делают жаропрочную наплавку посадочной фаски. Чтобы лучше отводить теплоту, стержни выпускных клапанов двигателей ЗИЛ-130 и 3M3-53 изготовлены пустотелыми и наполнены натрием.

Клапаны меньше изнашиваются, если они во время работы постепенно поворачиваются вокруг собственной оси. В двигателе 3M3-53 вращение клапанов достигается установкой между упорной шайбой и сухарями закаленной конической втулки, наружный конус которой не полностью совпадает с внутренним конусом упорной шайбы. Выпускные клапаны у двигателя ЗИЛ-130 имеют механизм принудительного вращения клапана.

Механизм вращения выпускного клапана

Механизм вращения выпускного клапана:

1 — выпускной клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — замочное кольцо; 5 — пружина клапана; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана; 9 — дисковая пружина; 10 — возвратная пружина; 11 — натриевое наполнение; 12 — жаропрочная наплавка; 13 — заглушка.

Седла клапанов изготовляют в виде вставных колец из жаропрочной стали и запрессовывают в головку или блок цилиндров.

Направляющие втулка стержней клапанов делают чугунными или металлокерамическими и запрессовывают в блок или головку цилиндров. Стопорное кольцо или буртик на верхнем конце втулок препятствует их смещению в осевом направлении.

Пружина 6 обеспечивает плотную посадку клапана в седло. Изготовляют пружины из специальной стальной проволоки. Пружины имеют переменный шаг, что устраняет вибрацию витков. На каждый клапан двигателя АЗЛК-412 устанавливают по две пружины 21 и 22, имеющих противоположное направление витков.

Пружина упирается одним концом в блок цилиндров (ГАЗ-51) или шайбу на головке цилиндров (при верхнем расположении клапанов), а другим концом в упорную шайбу 19, которую удерживают два конических сухаря 17, входящие в выточку на стержне клапана. На стержни впускных клапанов устанавливают резиновые колпачки 16, уменьшающие возможность попадания масла в цилиндры.

Для обеспечения плотной посадки клапана в седло во время работы, когда стержень удлиняется, между клапаном и толкателем или коромыслом должен быть тепловой зазор.

Двигатель Величина теплового зазора, мм (зазор контролируют на холодном двигателе)
впускной клапан выпускной клапан
3M3-53 0,25 — 0,30 0,25 — 0,30
ГАЗ-51 0,20 — 0,23 0,25 — 0,28
ЗИЛ-130 0,25 — 0,30 0 25 — 0,30
АЗЛК-412 0,15 0,15

«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Газораспределительный механизм (ГРМ): устройство, назначение и принцип работы

Основой любых силовых агрегатов и главной составляющей двигателей внутреннего сгорания является сложный газораспределительный механизм (ГРМ). Назначение газораспределительного механизма состоит в управлении впускными и выпускными клапанами двигателя. На такте впуска он открывает впускной клапан, смесь, состоящая из воздуха и топлива или воздуха (для дизельных двигателей), попадает в камеру сгорания. На такте выпуска — открытием выпускного клапана из камеры сгорания ГРМ удаляет отработанные газы.

Устройство газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм состоит из следующих элементов:

  1. Распределительный вал — изготовляется из чугуна или стали — в задачу которого входит открывание/закрывание клапанов газораспределительного механизма при работе цилиндров. Он монтируется в картере, который перекрывает крышка газораспределительного механизма, или в головке блока цилиндра. При вращении вала на цилиндрических шейках происходит воздействие на клапан. На него воздействуют кулачки, расположенные на распределительном валу. На каждый клапан воздействует свой кулачек.
  2. Толкатели, изготовленные также из чугуна или стали. В их задачу входит передача усилия от кулачков на клапаны.
  3. Клапаны впускные и выпускные. В их задачу входит подача топливно-воздушное смеси в камеру сгорания и удаления отработочных газов. Клапан представляет из себя стержень с плоской головкой. Основным отличием впускных и выпускных клапанов является диаметр головки. Впускной состоит из стали с хромированным покрытием, а выпускной — из жаропрочной стали. Клапанный стержень изготавливается в виде цилиндра с канавкой, необходимой для фиксирования пружины. Клапана двигаются только по направлению ко втулкам. Чтоб масло не попадало в камеру сгорания цилиндра, производят установку уплотнительного колпачка. Его изготавливают из маслостойкой резины. На каждый клапан крепятся внутренняя и наружная пружина, для крепления используют шайбы, тарелки.
  4. Штанги. Они необходимы для передачи усилия от толкателей к коромыслу.
  5. Привод газораспределительного механизма. Он передает вращение коленвала на распредвал и тем самым приводит его в движения, причем движется он со скоростью в 2 раза меньше, чем скорость коленвала. На 2 вращения коленвала распредвал делает 1 вращение — это и называется рабочим циклом, при котором происходит 1 открытие клапанов.

Таково устройство ГРМ и общая схема газораспределительного механизма. Теперь следует разобраться, каков принцип работы газораспределительного механизма.

Работа газораспределительного механизма

Работа системы газораспределения поделена на четыре фазы:

  1. Впрыск топлива в камеру сгорания цилиндра.
  2. Сжатие.
  3. Рабочий ход.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра.

Рассмотрим подробнее принцип действия газораспределительного механизма.

  1. Подача топлива в камеру сгорания цилиндра происходит за счет движения коленвала, который передает свое усилие на поршень и он начинает движения из так называемой ВМТ (это точка, выше которой поршень не поднимается) в НМТ (это точка, соответственно, ниже которой поршень не опускается). При этом движении поршня одновременно открывается впускной клапан и топливно-воздушная смесь заполняет камеру сгорания цилиндра. Впрыснув положенное количество топливно-воздушной смеси клапан закрывается. При этом коленвал поворачивается на 180 градусов от своего начального положения.
  2. Сжатие. Дойдя до НМТ поршень продолжает свое движение. Меняя свое направление в ВМТ, в этот момент в цилиндре и происходит сжатие топливно-воздушной смеси. При подходе поршня к высшей точке фаза сжатия заканчивается. Коленчатый вал продолжает свое движения и поворачивается на 360 градусов. И на этом фаза сжатия закончена.
  3. Рабочий ход. Воздушно-топливная смесь воспламеняется свечей зажигания, когда поршень находится в высшей точке цилиндра. При этом достигается максимальный момент сжатия. Затем поршень начинает двигаться к нижней точке цилиндра, так как на поршень оказывают огромное давление газы, образовавшиеся при горении воздушно-топливной смеси. Это движение и есть рабочий ход. При опускании поршня до НМТ фаза рабочего хода считается завершенной.
  4. Удаления газов из камеры сгорания цилиндра. Поршень движется к высшей точке цилиндра, все это происходит при усилии, которое оказывает коленчатый вал газораспределительного механизма двигателя. При этом открывается выпускной клапан и поршень начинает избавлять камеру сгорания цилиндра от газов, которые образовались после сгорания топливно-воздушной смеси в камере сгорания цилиндра. После достижения высшей точки и освобождения ее от газов. Поршень начинает свое движение в низ. Когда поршень доходит да НМТ, то рабочая фаза удаления газов из камеры сгорания цилиндра считается законченной, а коленчатый вал совершает оборот на 720 градусов от своего начального положения.

Для точной работы клапанов газораспределительной системы происходит синхронизация с работой коленчатого вала двигателя.

Неисправности ГРМ

Основные неисправности газораспределительного механизма:

  • Уменьшение компрессии и хлопки в трубопроводах. Как правило, происходит после появления нагара, раковин на поверхности клапана, их прогорания, причиной чего является не плотное прилегания впускных и выпускных клапанов к седлам. Также оказывают влияние такие факторы, как деформации ГБЦ, поломка или износ пружин, заедание клапанного стержня во втулке, полное отсутствие промежутка между коромыслом и клапанами.
  • Уменьшение мощности, троение мотора, а также металлические стуки. Появляются эти признаки, потому что впускные и выпускные клапана не полностью открываются, и часть воздушно-топливной смеси не попадает в камеру сгорания цилиндра. Следствием этого является большой тепловой зазор или поломка гидрокомпенсатора, что и становится причиной неполадки и не штатной работы клапанов.
  • Механический износ деталей, таких как: направляющих втулок коленвала, шестерни распредвала, а также смещение распредвала. Механический износ деталей, как правило, происходи при достаточном сроке работы мотора и работы двигателя в критических пределах.
  • Так же происходит выход из строя двигателя по причине износа зубчатого ремня, который имеет свой гарантийный срок службы, цепи, которая при длительном сроке работы и постоянном на нее воздействии становится менее работоспособной, успокоителя цепи и натяжителя зубчатого ремня.

В данных случаях не редко заменяют газораспределительный механизм, однако возможен и ремонт поврежденной детали газораспределительного механизма.

Диагностика ГРМ

Газораспределительный механизм имеет 2 свойственные неполадки — неплотное примыкание клапанов к гнездам и невозможность полностью открыть клапаны.

Неплотное примыкание клапанов к гнездам обнаруживается по таким показателям: хлопки, возникающие иногда во впускной либо выпускной трубе, уменьшение мощности мотора. Факторами неплотного закрытия клапанов могут быть:

  • возникновение нагара на поверхности клапанов и гнезд;
  • формирование раковин на рабочих фасках и искривление головки клапана;
  • неисправность пружин клапанов.

Неполное открытие клапанов сопровождается стуком в троящем моторе и уменьшением его мощности. Данная поломка возникает в следствии значительного промежутка меж стержнем клапана и носком коромысла. К характерным поломкам для ГРМ нужно причислить кроме того изнашивание шестерен распредвала, толкателей, направляющих клапана, смещение распредвала и изнашивание втулок и осей коромысел.

Практика демонстрирует, что на газораспределительный механизм приходится примерно четвертая часть всех отказов мотора, а уже на предотвращение этих отказов и восстановление ГРМ уходит 50% трудоёмкости обслуживания и ремонтных работ. Для диагностирования поломок применяют следующие параметры:

  1. определяют фазы газораспределительного механизма автомобиля;
  2. измеряют тепловой зазор между клапаном и коромыслом;
  3. измеряют промежуток между клапаном и седлом.

Измерение фаз газораспределения

Подобное диагностирование ГРМ двигателя выполняется на заглушенном моторе с помощью особого набора устройств, среди которых имеются указатель, моментоскоп, малка-угломер и прочие дополнительные приборы. Для того, чтобы фиксировать период раскрытия впускного клапана на 1-ом цилиндре, необходимо покачивать вокруг своей оси коромысло, а далее направить коленвал мотора до момента появления зазора меж клапаном и коромыслом. Малка-угломер для замера разыскиваемого зазора ставится прямо на шкив коленвала.

Измерение теплового промежутка между клапаном и коромыслом

Тепловой зазор измеряют при помощи набора щупов либо иного особого устройства. Это набор из металлических пластинок длиной в 100мм, толщина которых обязана быть не больше 0,5мм. Коленвал мотора поворачивают вплоть до верхней предельной точки, в период такта сжатия подобранного для контроля цилиндра. Непосредственно благодаря щупам разной толщины, поочередно вставляемым в сформировавшееся отверстие, и измеряется зазор.

Данный метод не может дать результата при диагностировании ГРМ, когда неравномерен износ торца штока и бойка коромысла, а трудоемкость этого метода весьма значительная. Увеличить точность замеров позволяет особое устройство, которое состоит из корпуса и индикатора по типу часов. Подпружиненная подвижная рама содержит персональное соединение с ножкой этого индикатора. Раму фиксируют между коромыслом и клапанной пружиной. Когда открывается клапан, в период поворота коленвала, на индикаторе ставят 0. Распознает тепловой зазор последующее показание прибора, снимаемое в период поворота коленвала.

Определение промежутка между клапаном и седлом

Его можно оценить по объему воздуха, который будет выходить через уплотнитель перекрытых клапанов. Эта процедура прекрасно объединяется с чисткой форсунок. Когда они уже сняты, убирают валики коромысел и прикрывают все клапаны. Затем в камеру сгорания под большим давлением происходит подача сжатого воздуха. Поочередно на любом из контролируемых клапанов ставят устройство, которое позволяет измерить расход воздуха. Если потеря воздуха превысит разрешенную, выполняется ремонт газораспределительного механизма.

Процесс ремонта ГРМ

Частенько необходимо производить техническое обслуживание газораспределительного механизма. Основной проблемой являются износ шеек, кулачков вала и увеличение зазоров в подшипниках. Для того, чтобы устранить зазор в подшипниках коленчатого вала, производят его ремонт путем шлифовки опорных шеек и углубления канавок для подачи масла. Шейки нужно отшлифовать под ремонтный размер. После завершения ремонтных работ по восстановлению коленвала, нужно произвести проверку высоты кулачков.

На опорных поверхностях под шейки коленвала не должно быть никаких даже самых незначительных повреждений, а корпуса подшипников обязаны быть без трещин. После чистки и промывки распредвала обязательно нужно проверить зазор между его шейками и отверстием опоры головки цилиндра.

Для определения точного зазора требуется знать диаметр шейки распредвала, это позволит произвести установку соответствующего ей подшипника. Установив его на корпус, замерьте внутренний диаметр подшипника, затем отнимите его от диаметра шейки и таким образом найдете величину зазора. Он не может превышать 0,2мм.

Цепь не должна иметь никаких механических повреждений, быть растянутой более чем на 4мм. Цепь газораспределительного механизма можно регулировать: отверните стопорный болт на пол оборота, поверните коленвал на 2 оборота, затем стопорный болт нужно повернуть до упора.

ГРМ — предназначение, принцип работы, проблемные места, особенности эксплуатации и обслуживание механизма

Газораспределительный механизм (ГРМ) – механизм, управляющий газовыми потоками в цилиндрах ДВС с изменяемыми фазами газораспределения. Зачастую, неопытные автомобилисты понятия не имеют, для какой цели используется данный механизм, насколько важно соблюдать регламент его обслуживания и к чему приводит обрыв ремня ГРМ. В этой статье мы постараемся на простом языке объяснить принцип работы данного механизма и важность соблюдения регламента его обслуживания.

  • Предназначение и принцип работы ГРМ
  • Распространенные причины выхода из строя газораспределительного механизма
  • Обслуживание газораспределительного механизма
  • Выбор ремня ГРМ
  • Подытожим:
  • Ресурс оригинального ремня ГРМ популярных марок в СНГ

Предназначение и принцип работы ГРМ

Основная задача газораспределительного механизма заключается в том, чтобы в нужный момент открывать впускные и выпускные клапана, установленные в головке блока цилиндров силового агрегата. Так, например, на такте впуска распредвал открывает впускные клапана, благодаря этому в цилиндры подается рабочая смесь, состоящая из воздуха и топлива, или только воздуха, в зависимости от типа топливной системы и горючего на котором работает двигатель. На такте выпуска открываются выпускные клапана, обеспечивающие выход отработанных газов из камеры сгорания.

Механизм приводится в действие с помощью ремня (цепи), который передает крутящий момент с коленвала движка на распредвал(ы), обеспечивая синхронное вращение, необходимое для нормальной работы газораспределительного механизма. Дело в том, что поршни и клапана находятся в одном блоке (ГБЦ) и если не обеспечить синхронность вращения, поршни будут бить по открывающимся клапанам, постепенно сгибая их.

Распространенные причины выхода из строя газораспределительного механизма

Наиболее распространенным считается отказ ГРМ, вызванный обрывом приводного ремня (растяжением цепи). Стоит отметить, что ремень может порваться не только в результате естественного износа, нередко бывает и так, что практически новый ремень рвется, прослужив всего пару тысяч километров. Причин для этого может быть несколько:

  • Отказ насоса охлаждающей жидкости – на отечественных и некоторых импортных авто помпа приводится в действие ремнем ГРМ и если насос своевременно не менять он не только существенно ускорит износ ремня, но и может стать причиной внезапного его обрыва. Происходит это из-за того, что подшипники у помпы расположены не по центру шкива, а немного смещены в сторону, и в случае их сильного износа происходит перекос шкива помпы, также шкив может заклинить.
  • Выход из строя натяжного и направляющего ролика – одновременно с заменой ремня, рекомендуется менять и ролики, так как даже незначительные отклонения в работе роликов негативно сказываются на сроке службы ремня ГРМ.
  • Течь сальника распределительного вала – как известно, моторное масло оказывает разрушительный эффект на резиновые материалы и ремень ГРМ не исключение. Важно: в случае попадания масла на ремень, его можно считать непригодным для дальнейшего использования, даже если он еще практически новый.
  • Сильная затяжка ремня роликом или его ослабление – довольно часто такая проблема появляется после узла агрегата неквалифицированным механиком. В связи с этим, очень важно проводить замену ремня в хорошем сервисе. Если решитесь производить замену ремня самостоятельно, обязательно прочтите руководство по ремонту вашего автомобиля.
Другие неисправности:

На моторах, оснащенных цепью, причиной отказа ГРМ может стать растяжение цепи и неисправность ее натяжителя – натяжитель отвечает за состояние натянутости цепи. Если цепь будет недостаточно натянута, это может привести к ее провисанию, в результате чего цепь может перескочить на несколько зубьев, и спровоцирует роковую встречу клапанов с поршнями со всеми вытекающими. Обе неприятности чаще всего постигают авто, владельцы которых экономят на обслуживании агрегата (несвоевременная замена смазки, использование дешевого масла). При наличии проблем с цепью, во время запуска холодного двигателя появляется металлический звон, скрежет, рокот, дизеление, на панели приборов появляется ошибка (чек) и т.д.

Также распространенной причиной некорректной работы ГРМ является нарушение тепловых зазоров клапанов – в некоторых современных автомобилях установлены так называемые гидрокомпенсаторы, которые автоматически регулируют тепловой зазор между клапаном и толкателем. Однако, на многих авто, которые находятся в эксплуатации, тепловой зазор клапанов нужно периодически регулировать. Если этого не делать, ДВС будет работать неустойчиво (плавают обороты, глохнет), появляются посторонние звуки (стучат клапана), снижается его мощность, увеличивается расход топлива. При использовании некачественного топлива на клапанах появляется нагар, который со временем приводит к некорректной работе двигателя. Самой коварной неисправностью газораспределительного механизма является так называемое зависание клапанов, которое зачастую приводит к серьезным поломкам агрегата, основной из которых является прогар клапанов. Стоит отметить, что выявить данный недуг в начальной стадии бывает непросто.

К менее распространенным можно отнести:

  • Износ подшипников и кулачков распредвала;
  • Износ зубчатого шкива привода распредвала;
  • Снижение упругости или поломка пружин клапанов;
  • Выход из строя гидрокомпенсаторов (актуально для моторов с автоматической регулировкой зазоров клапанов);
  • Износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок.

Обслуживание газораспределительного механизма

У большинства современных автомобилей распредвал приводится в действие с помощью ремня и лишь у некоторых – металлической цепью. В любом случае, срок службы этих элементов строго регламентируется инструкцией к транспортному средству. В зависимости от производителя, ресурс ремня может составлять от 60 до 160 тыс. км – или 5-10 лет эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше. Цепь на большинстве экземпляров служит достаточно долго – 200-250 тыс. км. Но есть и такие моторы, у которых цепь может попроситься под замену, не прослужив и 100000 км, например TFSI концерна VAG. Во избежание серьезных проблем, вызванных неисправностью газораспределительного механизма, необходимо в указанный производителем срок менять элементы привода (ремень, цепь, ролики, натяжители, звездочки и т.д.), так как от их состояния зависит работоспособность агрегата в целом.

Важно: замену ремня (цепи) ГРМ лучше производить немного раньше, чем заявлено производителем, так как обрыв ремня или перескок цепи в большинстве случаев заканчивается капремонтом двигателя. После 15-20 тыс. км пробега при каждом ТО рекомендуется проверять степень натяжения цепи (ремня), в случае растяжки ее подтягивают. На авто без гидрокомпенсаторов периодически необходимо регулировать тепловые зазоры клапанов – если авто работает на бензине – раз в 80-120 тыс. км, на газу – каждые 30-50 тыс. км.

Выбор ремня ГРМ

Как уже было сказано раньше, самой уязвимой деталью ГРМ является ремень, так как в процессе работы он постоянно подвержен динамическим нагрузкам, поэтому качество данного элемента играет не последнюю роль в надежности механизма. В связи с этим, на двигателях, которые оснащены ременным приводом ГРМ, замена ремня является обязательной плановой процедурой. При выборе ремня лучше отдать предпочтение оригинальной детали или качественному аналогу. Среди проверенных временем производителей можно отметить следующие бренды:

Ремни

  • Contitech (Контитеч);
  • Gates (Гейтс);
  • Dayco (Дайко);
  • Bosch (Бош).

Ролики

  • SKF;
  • INA;
  • SNR

На сегодняшний день на нашем рынке можно встретить большое количество «подделок» на эти бренды, которые своим качеством существенно уступают оригиналу. Для того, чтобы обезопасить себя от покупки некачественного товара, приобретать ремень и комплектующие нужно только у проверенных поставщиков.

Подытожим:

Газораспределительный механизм исполняет одну из ключевых ролей в работе силового агрегата, поэтому недооценивать важность данного узла и пренебрегать прописанными в регламенте интервалами обслуживания механизма ни в коем случае не стоит. Помимо этого, рекомендуется, хотя бы раз в 2-3 месяца проводить проверку состояния ремня (цепи) ГРМ. Процедура проверки несложная, и ее вполне можно осуществить своими силами. Если у вас нет ни времени, ни желания ковыряться в машине, в этом вам могут помочь механики на любом СТО, главное – не тянуть кота за хвост…, а мотор – за привод ГРМ.

Читайте также:  Пять причин почему alpina лучше чем bmw; эмка; и многие другие
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector